Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Алексей Никишин: «Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?»

Оригинал взят у alexey_nikishin в Алексей Никишин: «Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?»
Многие из нас снимали подростков, представителей молодежных субкультур, панков-фриков, и многие даже вступали в контакты с японскими школьницами — чего только не сделаешь ради интересного сюжета! Но в музеях почему-то висят другие! Так как же снять молодежную культуру так, чтоб это стало современным искусством?

Фото © Райн Макгинли (Ryan McGinley) / Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?
Фото © Райн Макгинли (Ryan McGinley)



Как-то в 2003 году, двадцатипятилетний подросток Райн Макгинли со своими друзьями сели в пикап и отправились в небольшое путешествие по Америке, с ее одного побережья на другое. В пути ребята веселились, пили, курили, а Райн это снимал. Вот так, совершенно случайно, у Райна получилось сфотографировать молодость! Молодость! Молодость и выставка в Уитни сделали Райна одним из самых известных молодых художников Америки. Жанр «личный дневник» после этого стал одним из самых востребованных в современной фотографии. И если ты не понял этих фотографий, значит ты не жил, или у тебя не было молодости.

Давайте разберемся, как же нужно фотографировать молодость, и в чём состоит тайна настоящего личного дневника.

Правило первое. Любительские фото



Когда тебе двадцать, тебе не нужны выразительные средства, чтобы сказать всё, что ты чувствуешь! Феномен молодежной фотографии состоит в том, что фотографы в силу своей молодости, еще не умеют фотографировать хорошо. Именно по этой причине для своих работ, они выбирают любительскую snapshot-эстетику, то есть снимают любительскую фотографию и не сильно по этому поводу заворачиваются. Любительская эстетика — есть настоящее медиа молодости. Фотографии должны выглядеть как твои и мои, а не как занудные классические фотографии из нафталинных фотовыставок.

Фото © Райн Макгинли (Ryan McGinley) / Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?
Фото © Райн Макгинли (Ryan McGinley)


Правило второе. Никакой дистанции!



Очень важно ощущение причастности. То есть автор не «наблюдатель», а «участник». Он не смотрит на происходящее со стороны, как Роберт Франк на американцев. Не проезжают мимо на автомобиле и вынужден останавливаться, чтобы снять что-нибудь интересненькое. События происходят с автором, в той же степени, как они происходят с теми, кто на его фотографиях. Для него это его обычная жизнь. Здесь нужно вспомнить и Нан Голдин и Салли Манн, которые как раз таким подходом и известны. Это моя семья, мои друзья, моя жизнь, мое пространство — я так живу.

Но именно в контексте нашей статьи показательным примером является молодой фотограф Ларри Кларк, который сейчас уже 71-летний режиссер, известный по фильму «Детки» (1995). А когда-то ему было 28 и жил он со своими друзьями в ничем не примечательном городе Талса. Там и снял две книги, прославивших его на всю жизнь: «Tulsa» (1971) и «Lust» (1983). Молодость — это отсутствие дистанции!

Фото © Ларри Кларк (Larry Clark) / Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?
Фото © Молодой Ларри Кларк (Larry Clark)


Правило третье. Это моя жизнь, а не репортаж о диковинке!



Как правило, выбирая себе тему для фотопроекта, мы хотим удивить, хотим снять что-нибудь такое, чтоб это точно произвело впечатление, задело, удивило — короче, нужен сюжет! Нужно интересненькое. А эти ребята так не думают. Они просто снимают то, что есть в их жизни, даже не думая, что это сработает! Вспомните, ведь в двадцать вы делаете просто потому что вам нравится, а не потому ,что это можно будет задорого продать или этим можно будет прославиться.

Именно так, ранним утром одного понедельника 1991 года две подружки решили пофотографироваться. Одну звали Коринн Дэй (29 лет), вторую — Кэйт Мосс (17 лет). Вышли простые, бесхитростные, случайные фотографии, которые потом тоже назовут «личным дневником», а еще чуть позже «героиновым шиком», но пока девочки ничего об этом не знает, а просто фотографируются в своё удовольствие.

А потом, тоже случайно, журнал «Face» берет и помещает эти фотографии на обложку. И в этот момент Мир переворачивается с ног на голову. Молодость — теперь не сюжет, а смысл.

Фото © Коринн Дэй (Corinne Day) / Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?
Кейт Мосс на обложке «Face»
Фото © Коринн Дэй (Corinne Day)


Правило четвертое. Всё это происходит здесь и сейчас!



Благодаря повседневной обстановке и прямой фотографии, некачественной любительской картинке такие фотографии показывают нам героев «здесь и сейчас». Хотя нужно оговориться, что герои здесь употребляется в постмодернистком контексте, то есть герои — совсем не герои, а обычные люди, также проживающие жизнь рядом, как я и ты.

Фото © Нан Голдин (Nan Goldin) / Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?
Фото © Нан Голдин (Nan Goldin)


Правило пятое. Молодость — это свобода!



Молодость, это когда для тебя американская мечта — уехать в Париж, продавать «Геральд Трибюн» и целовать молодого преступника-Бельмондо. Это возможность выбирать между двумя поступками так, как тебе подсказывает сердце, а не опыт прожитых лет. Это когда ты можешь выбирать по-настоящему. Человек, начинает жизнь с огромным выбором путей и постепенно этот выбор исчерпывает. Так вот молодость — это когда выбор у тебя еще есть. И есть мечта, ради которой ты готов на всё.

Всё это и битники-хиппи 1960-х, молодежные бунты 1968-го в Америке и Европе, романтика свободы и радость предвкушения будущего. Неограниченное счастье, секс, музыка, трава и кислота. Как хорошо, когда тебе двадцать!

Фото © Кадр из фильма «Мечтатели» / Как сфотографировать молодость, чтоб получилось современное искусство?
Фото © Кадр из фильма «Мечтатели», 2003


Про молодость, мечту и свободу есть хорошие фильмы. Обязательно посмотрите, чтобы более точно настроить себя на молодость, если забыли, что это такое или у вас её никогда не было.


— Жан-Люк Годар «На последнем дыхании», 1959
— Жан-Люк Годар «Безумный Пьеро», 1965
— Деннис Хоппер «Беспечный ездок», 1969
— Микеланджело Антониони «Забриски поинт», 1970
— Ричард Сафьян «Исчезающая точка», 1971
— Бертран Блие «Вальсирующие», 1974
— Эмир Кустурица «Аризонская мечта», 1993
— Бернардо Бертолуччи «Мечтатели», 2003
— Гарик Сукачев «Дом солнца», 2010

А теперь вопрос: Можно ли считать такую дешевую любительскую фотографию произведениями современного искусства? Ваше мнение пишите в комментариях.


Разбор фотографии взят из мастер-класса: «Алексей Никишин: Современная фотография как современное искусство».
Новые статьи читайте на сайте: «Алексей Никишин: Новые статьи о современной фотографии».



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments