Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Hasselblad. Глава 4.

Оригинал взят у r_s_u в Hasselblad. Глава 4.


Глава 4

Производство широкоугольных камер серии Hasselblad SWA и SW с объективом Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5, которое Хассель затеял в 1954г, шло параллельно с изготовлением аппаратов со шторным затвором 1000F. Как известно Hasselblad 1000F производился до 1957г.
С точки зрения трудоёмкости и себестоимости последняя позиция была тяжёлым бременем для фирмы и приносила гораздо меньше прибыли, чем широкоугольные камеры. Вообще серия 1600F/1000F обходилась компании достаточно дорого, особенно, во времена, когда в её комплектации оптикой участвовал Кодак. Его объективы были очень дороги. Послевоенный европейский покупатель был беден и пассивен. Поэтому практически вся продукция Хасселя (серия 1600F/1000F) отправлялась за океан. Там её по достоинству ценили и с удовольствием покупали.
Однако 10000 камер Hasselblad 1000F, проданных с 1952 по 1957г вовсе не были показателем коммерческого успеха, особенно если учитывать мизерную разницу между себестоимостью и отпускной ценой аппарата. Отпускную цену раздувать было опасно, можно было распугать даже благополучных американских покупателей. Цена коробки 1000F на прилавке в Штатах составляла в 1954г $400. Это были очень большие деньги. Чтобы сегодня было понятнее, какие они большие, обратимся к официальному калькулятору Министерства Труда США http://www.bls.gov/data/inflation_calculator.htm - получаем цифру $3275.

Проанализировав опыт постройки беззатворных коробок для камер серий SWA и SW, и просчитав затраты на приобретение соответствующей цейссовской оптики, обеспеченной центральным затвором, руководство Хассельблада приходит к единому мнению, что для оживления производства и сбыта необходимо поменять структурную концепцию камер широкого профиля. Следует упростить конструкцию, отказавшись от фокального шторного затвора, используемого в серии 1600F/1000F и доверить его функции центральному затвору объектива. Одним словом Хассель решает начать с нуля и создать совершенно новую камеру.

Разработчики компании смирились даже с тем фактом, что центральный затвор Compur немецкой фирмы F. Deckel, которым были обеспечены объективы Цейсса, имел максимальную скорость 1/500с. Если Вы помните, главным предметом их гордости в своё время был Hasselblad 1600F, с невиданной дотоле скоростью фокального затвора 1/1600с. И не важно, что этот затвор создавал кучу проблем, как его родителям, так и фотографам. Был важен сам факт первенства. Но времена побития Мировых рекордов для Хасселя миновали. Теперь на первое место выдвигалось создание прибыльного бизнеса.
Были у центрального затвора и свои неоспоримые преимущества: бесшумность, практическое отсутствие сотрясений и вибраций при спуске и, главное, возможность синхронной работы с электронными вспышками на всех скоростях.

 
рис. 1. Модульная концепция легендарной 500-ой серии-долгожительницы

 
 

Так родилась новая интерпретация модульной концепции V-серии аппаратов Хасселя - легендарная 500-я серия-долгожительница (рис 1).
Первая камера этой серии Hasselblad 500С появилась в 1957 году (рис 2).
Принятый Хасселем порядок обозначения видов камер сохранился. Новый логотип 500С должен означать, что максимальная скорость её (объективного) затвора соответствует 1/500с, и что вместе с этой камерой можно использовать новые объективы с собственным центральным затвором Synchro-Compur серии С. 
 
 
рис. 2. Hasselblad 500С       
 

Объективы серий CF, CFE, которые также с успехом сегодня можно использовать на 500С, пришли гораздо позже.
В Качестве стандартной комплектации к коробке 500С предлагался объектив Carl Zeiss Planar 2.8/80mm C. Помимо Планара у Цейсса для новой камеры были готовы ещё три позиции: Distagon 5,6/ 60mm С, Sonnar 4/150mm С и Sonnar 5,6/ 250mm С. Все объективы были вооружены Синхро-Компуром Декеля с набором скоростей 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250с и В

Несмотря на то, что цена комплекта 500С в полном боевом снаряжении (Planar 2.8/80mm C, шахта и задник) практически не отличалась от цены за камеру предыдущей серии 1000F, трудозатраты Хасселя на изготовление 500С стали гораздо умереннее. Солидная добавка к отпускной цене комплекта возникала из-за стоимости сильно подорожавшего объектива, вооружённого затвором.

Как и предполагалось, 500С была встречена со скептицизмом из-за малой скорости её затвора. Однако качество, с которым камера была исполнена, надёжность, универсальность и практически неограниченные возможности работы со вспышкой, вызывали у фотографов всё большее доверие и уважение к ней. Очень скоро Hasselblad 500С завоевал симпатии многих мастеров, обладавших средствами для его приобретения. Для тех, кто мало знаком с этим аппаратом, стоит, хотя бы поверхностно, познакомится с топологией его органов управления (рис. 3 и 4). 
 
 
рис. 3. Топология органов управления и контроля аппарата Hasselblad 500С



рис. 4. Элементы конструкции Hasselblad 500С

Пояснения к рис. 3 и 4
1 Замок шахты
2 Шахта
3 Крышка съёмной шахты
4 Фокусировочный барабан
5 Индекс для установки выдержки, апертуры и дистанции
6 Изменяемая «вилка» для оценки ГРИП
7 Шкала дистанций
8 Барабан скоростей затвора со шкалами выдержек и экспозиционных чисел EV
9 Указатель экспозиционного числа EV
10 Внешний и внутренний байонет оправы для крепления аксессуаров.
11 Арретир установки экспозиции
12 Гнездо для спускового тросика
13 Спусковая кнопка
14 Рычаг для установки долговременных выдержек «Т»
15 Взаимозаменяемая рукоятка для взвода затвора и транспортировки плёнки; на рисунке показан вариант рукоятки со встроенным экспонометром, при необходимости она может сниматься и использоваться как автономный экспонометр.
16 Клавиша подъёма зеркала и спуска вспомогательного затвора
17 Выступ для крепления ремня
18 Индикатор состояния затвора
19 Отметка плоскости плёнки
20 Индикатор состояния магазина
21 Счетчик кадров
22 Рукоятка зарядки плёнки
23 Окно для визуального контроля плёнки
24 Обозначение магазина
25 Замок для удаления и замены рукоятки взвода (рис. 4)
26 Индекс установки рукоятки взвода
27 Замок магазина
28 Репетир диафрагмы
29 РС-контакт синхронизации (рис. 4)
30 3-х позиционный переключатель рода синхронизации М (для ламп-вспышек) – Х (для электронных вспышек) и автоспуска V (задержка 8с) (рис. 4)
31 Арретир 3-х позиционного переключателя
32 Синхрогнездо для вспомогательного затвора (рис. 4)
33 Гнездо для установки крепежа синхрокабеля вспомогательного затвора (рис. 4)

Чтобы многократно не повторяться в рассказе о камерах Hasselblad 500С и 500С/М, отметим, что главное отличие этих моделей состоит в возможности замены фокусировочного экрана. Если Вы загляните в шахту Hasselblad 500С, то увидите, что его фокусировочный экран закреплён по углам четырьмя винтами. В принципе заменить его можно, но это рекомендуется делать в условиях «сервиса», во всяком случае, на этом настаивает Хассель. У Hasselblad 500С/М замена экрана затруднений не вызывает. Достаточно снять магазин и шахту. Затем надо раздвинуть фиксирующие защёлки и перевернуть камеру. Экран выпадет в Вашу ладонь.
Почему мы начали разговор с фокусировочного экрана и его замены?
Дело в том, что это одно из больных мест камер серии 500С и 500С/М. Темноват всё-таки штатный экран. Рано или поздно Вам захочется его заменить. В нынешних условиях это не проблема, и экраны есть великолепные. Правда, не надо забывать, что яркий экран стоит хороших денег. Ну, это так, по ходу размышлений. Поздние модели Hasselblad 500С оборудовались сменным экраном, с механизмом крепления точно таким же, как Hasselblad 500С/М. Вообще принципиальных отличий между моделями 500С и 500С/М нет. Есть лишь несколько нюансов, по которым их можно отличить. И то они присущи лишь ранним моделям 500С. Ниже я скажу о них пару слов.
 
 
рис. 5. Hasselblad 500С оказался настолько удачным, что практически без изменений производился в течение 13 лет



рис. 6. Реклама Hasselblad 500С  60-х годов.

Новый аппарат Hasselblad 500С оказался настолько удачным, что практически без изменений производился в течение полутора десятков лет, обрастая арсеналом высококачественной оптики и аксессуаров (рис. 5 и 6). За эти годы репутация аппарата необычайно выросла. О безоговорочном авторитете инструмента говорит хотя бы тот факт, что Hasselblad 500С был выбран NASA для использования в космических программах, правда со специальными изменениями (рис. 7).
 
 
рис. 7. Первый Hasselblad, сделанный на базе модели 500С, 
побывавший в космосе в 1962г на пилотируемом корабле Mercury-Atlas 8

Помимо этого, по заказу NASA в 1965 году была разработана камера 500EL с моторным приводом. Hasselblad 500EL был первым моторизованным фотоаппаратом. Об этом и других моторных вариантах Хасселя будет рассказано в следующей главе. Благодаря космическим программам NASA, продукция Hasselblad приобрела широкую известность и популярность среди профессиональных фотографов.
 
 
рис. 8. «Салют» (клон Hasselblad 1600F), которым работал в полёте Космонавт №1
 

Вообще Виктору Хассельбладу очень доверяли не только фотографы и специалисты NASA, но даже «весьма привередливые» советские серьёзные инженеры и конструкторы. Чего уж там греха таить, ведь и наш Юрий Гагарин в свой исторический полёт 12 апреля 1961 года отправился вооружённый «Салютом» (рис. 8) - советским клоном Hasselblad 1600F. Не успел к его полёту киевский «Арсенал» скопировать Hasselblad 500С.
 
 
рис. 9. Один из первых магазинов для 500С
 

Конструктивные особенности Hasselblad 500С
Первые магазины для 500С были рассчитаны для использования плёнки 120-го типа. Тогда они были лишены какой-либо автоматики. При установке стартовой позиции, оператор, вращая рукоятку зарядки плёнки (рис. 3, поз. 22), через окошко на спине магазина, добивался появления отметки «1» на раккорде. Никакими красными светоизолирующими фильтрами окошко не прикрывалось (рис. 9, поз. 1). Были доступны как 12-ти кадровые магазины, так и 16-ти кадровые, для формата 6х4.5см.
В 1970 году появились усовершенствованные магазины А-12 (А – автоматические). При вращении рукоятки зарядки плёнки, она автоматически становится в позицию первого кадра, о чём свидетельствует «1», появившаяся в круглом окошке (рис. 3, поз. 21). Окно на спине магазина упразднили за ненадобностью, заменив его сначала индикатором типа плёнки (рис. 9, поз. 2), а затем простым карманом-памяткой. Встречаются и иные варианты оформления.
 
 
 
рис. 10. Hasselblad 500С сзади, магазин снят
 

Другой заметной особенностью ранних моделей Hasselblad 500С является наличие гнезда РС-синхронизации вспомогательного затвора (которое впоследствии было устранено) и отверстия рядом с ним для установки держателя синхрокабеля (рис. 4, поз. 32 и 33). Коль скоро речь зашла о вспомогательном затворе, функции которого возможно не всем понятны, необходимо несколько слов сказать и о нём. Вспомогательный затвор – неотъемлемая часть любой коробки 500-ой серии. Его можно увидеть, удалив с камеры магазин (рис. 10). Шестеренка (рис. 10, поз. 1) связывает камеру с кассетой, При взводе затвора пленка перемещается на один кадр. Штифт (рис. 10, поз. 2) служит для переключения сигнала готовности магазина, предупреждая возможность двойной экс-позиции.

Вспомогательный затвор смонтирован на тыльной стороне корпуса. Он защищает кадровое окно от паразитных засветок, когда затвор объектива открыт, а зеркало опущено для визирования. Кроме того, он допускает замену объектива в процессе работы (обязательно при взведённом затворе!!!).
Вспомогательный затвор прост, он представляет собой ворота, состоящие из двух пластин. Петли створок расположены горизонтально. Во время экспонирования ворота открываются. Одна створка уходит вверх, под поднятое зеркало, другая ложится на дно зеркальной коробки. Вспомогательный затвор будет открыт до тех пор, пока Вы удерживаете спусковую кнопку в утопленном положении.
В связи с этим существует одно важное правило, которое никогда не следует забывать: спусковую кнопку нельзя отпускать до тех пор, пока затвор полностью не отмерит установленную выдержку. Это особенно важно при малых скоростях от 1 до 1/15с. Если кнопку отпустить раньше времени, вспомогательный затвор закроется и экспонирование прервется, разумеется, если рычажок длительных выдержек стоит при этом в положении «О» (рис. 3, поз. 14).
Гнездо РС-синхронизации вспомогательного затвора, о котором говорилось выше (рис. 4, поз. 32) было задумано для случаев использования не камере специальных (??) беззатворных объективов (оптики серий F и FE в те годы ещё не было). В этом случае «воротами» надо было управлять вручную. Этот вариант годился лишь при работе с длительными выдержками: макро/микрография, съёмка с удлинительными мехами и т. п. От идеи такого использования вспомогательного затвора скоро отказались, устранив на корпусе камеры гнездо РС-синхронизации и отверстие для установки держателя синхрокабеля (рис. 4, поз. 32 и 33).
 
 
рис. 11. Шильдик на камере

Вот, пожалуй, и все особенности модели Hasselblad 500С.
Несмотря на множество мелких доработок, касающиеся камеры и её аксессуаров, в течение 13 лет аппарат имел имя, данное ему при рождении, и снабжался соответствующим шильдиком с надписью «500С» (рис. 11).

Лишь в 1970 году камера получила новый статус: Hasselblad 500С/М.
Экстерьер камеры ещё долго оставался прежним. Изменения пришли только в 1976 году (рис. 12), когда Цейсс стал вооружать свои объективы новыми центральными затворами Prontor, Шварцвальде, Германия.
 
 
рис. 12. Hasselblad 500С/М с объективом нового поколения (1976г)
 
Теперь немного о функциональных возможностях Hasselblad 500С и 500С/М.
Мы уже вспоминали клавишу подъёма зеркала (рис. 3, поз. 16). Конечно, эту функцию используют лишь при работе со штатива с неподвижными объектами, поскольку поднятое зеркало лишает Вас возможности визирования. Используется функция для сведения к минимуму вибрации камеры во время экспонирования. При нажатии на клавишу (рис. 3, поз. 16) поднимается зеркало, срабатывает вспомогательный затвор, диафрагма закрывается до заданного значения. Таким образом, промежуток времени от момента нажима на спусковую кнопку до конца экспозиции сводится к минимуму. При съемке нет необходимости удерживать клавишу. Нажав, отпустите её и экспонируйте кадр с помощью спусковой кнопки. 
 
 
рис. 13. Различные фазы готовности магазина и камеры

Индикаторы готовности магазина и камеры
Продвижение пленки, взвод затвора и зеркала осуществляются за один полный оборот рукоятки (рис. 13, поз. 3) по часовой стрелке. Одновременно меняются сигналы готовности камеры и магазина (1 и 2, рис 13), а счетчик отмечает очередной кадр. Сигналы готовности к экспонированию дают следующие комбинации (рис. 13, поз. A, B, C и D):
A. Оба сигнала (на камере и на кассете) белые. Камера готова к съемке.
B. Оба сигнала красные. Пленка не переведена, затвор не взведен. Вращайте рукоятку взвода.
C. Сигнал очередного кадра (рис. 13, поз. 1) красный, сигнал экспозиции белый. Это значит, что кассета была снята с камеры сразу же после съемки и пленка в ней не переведена. Если теперь нажать на спусковую кнопку, кадр будет экспонирован дважды (так следует поступить в случае, когда двойная экспозиция желательна). Чтобы избежать ее, отсоедините кассету
от камеры, нажмите на спусковую кнопку и, когда затвор сработает, поставьте кассету на место. Вращая рукоятку взвода, переведите пленку и снова взведите затвор,
D. Сигнал очередного кадра (рис. 13, поз. 1) белый, сигнал экспозиции красный. Пленка переведена, но кассета поставлена на камеру при спущенном затворе. Отсоедините кассету, взведите затвор, поставьте кассету на место.
Общее правило: заменяя кассеты, следите за тем, чтобы сигналы готовности на камере и кассете (рис. 13, поз. 1 и 2) были одинакового цвета.
 
 
рис. 14. Магазин и камера

 

Замена кассет
Отсоединить кассету от корпуса камеры можно лишь тогда, когда шибер (заслонка) (рис. 14, поз. 1) вдвинута в гнездо до конца. Поставив шибер на место, отожмите замок (рис. 14, поз. 27) вправо, сдвиньте кассету назад и вверх, сняв ее с упоров (рис. 14, поз. В). Шибер защищает заряженную кассету, которая может храниться отдельно от камеры. Устанавливая кассету на камеру, следите, чтобы экспозиционные сигналы (рис. 13, поз. 1и 2) были одного цвета. Кассета крепится следующим образом: поставьте ее на упоры (В) и наклоните по направлению к двум выступам (А) (рис. 14), одновременно отжимая замок (27) вправо. Когда кассета плотно прижмется к камере, сдвиньте замок (27) влево. Остается вынуть шибер, и камера готова к съемке.
Не забывайте, что кассету нельзя отсоединить от камеры, если шибер не вдвинут в гнездо до упора, а приступить к работе нельзя, если шибер из кассеты не вынут.
 
 
рис. 15. Правильная установка объектива

Смена объектива
Объективы заменяются только при взведенном затворе. Охватите оправу объектива правой рукой, нажмите фиксатор (рис. 15, поз. 1) указательным пальцем левой руки и поверните объектив против часовой стрелки до упора (примерно на 1/5 оборота). Теперь объектив может быть снят с камеры. Помните: если клавиша подъёма зеркала (рис. 3, поз. 16) была нажата и вспомогательный затвор открыт, заменять объектив нельзя!

Взвод затвора
После очередного снимка затвор необходимо взвести рукояткой взвода.
Если затвор объектива, который должен быть установлен на камеру, спущен, его необходимо взвести, Посмотрите объектив на просвет: он должен быть открыт полностью. Во взведенном состоянии шлиц и выступ А (рис. 15) совпадают с красной точкой В. При необходимости, затвор взводится с помощью небольшой монеты. Её вставляют ее в шлиц А (рис. 15) и делают оборот по часовой стрелке до упора.

Установка объектива
Следует плотно поставить объектив в гнездо камеры так, чтобы красная черта на его оправе точно совместилась с большой красной точкой на корпусе камеры (рис. 15) и повернуть объектив по часовой стрелке примерно на 1/5 оборота до упора.

Что ещё хочется сказать о Hasselblad 500С и 500СМ. На вторичном рынке много предложений о продаже этих замечательных аппаратов. И, как правило, практически все предложения не остаются безответными. Однако не стоит идти безоружным на такую покупку. Прежде всего, хотелось бы выяснить возраст изделия. В большей степени это касается модели 500С. Мне бы, например, не хотелось нарваться на старушку 57 года выпуска. Как этого избежать?
Надо посмотреть и расшифровать серийный номер аппарата. Это просто. Две первые буквы серийного номера однозначно определят год рождения претендента на покупку. Руководствоваться стоит следующей таблицей:

V H P I C T U R E S
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0


Допустим, Вам досталось изделие с серийным номером TE65ххххх. Смотрим таблицу. T – 6, E – 9. Следовательно, камера выпущена в 1969 году. Хуже, если её серийный номер начинается литер CU. Это и будет та самая старушка 57 года рождения.
Конечно, хотелось, чтобы и экран у неё был светлый и износ минимальный, но это уже дело компромисса между ценой и состоянием предмета вожделения.

Продолжение следует
Борис Бакст
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments