Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Прозорливый взгляд прищуренных глаз. История первой фотографии Ленина

Оригинал взят у yarman_yan в Прозорливый взгляд прищуренных глаз. История первой фотографии Ленина
Оригинал взят у yarman_yan в Прозорливый взгляд прищуренных глаз. История первой фотографии Ленина
С удовольствием читаю старенькую книгу 1958 года известного советского фотографа Моисея Наппельбаума "От ремесла к искусству". В ней есть глава, в которой он описал, как сделал свой первый портрет В.И. Ленина. Автор довольно интересно и живо описывает свои впечатления от встречи. Однако слащавый тон последних абзацев, в которых явно прослеживается рука цензуры, отталкивает. Вряд ли фотограф, который о Ленине ничего не знал, мог сразу испытать такие "высокие" чувства к этому лысому невысокому мужичку, окруженного вооруженными красногвардейцами:

"В один из январский дней 1918 года мне сообщили, что за мной приедут из издательства, чтобы сделать фотопортрет В.И. Ленина. По дороге в Смольный я думал, волнуясь о предстоящей встрече с великим человеком: "Каков он? Как отнесется ко мне и к моей работе? Удастся ли мне сделать достойный портрет?" Портретов Ленина в то время еще не было. Мне предстояло первому запечатлеть его образ в истории.

Ленин первое фото



Я был далек от политики, и мои представления о деятелях революции были весьма наивны. В моем воображении Ленин был одет в необычный мундир, чуть ли не с кортиком...
Мы подъехали к Смольному. Прошли по узкому длинному коридору - еще недавно здесь разгуливали "благородные девицы" Смольного института. Между колонн портала был установлен пулемет, около него стояли красногвардейцы. Комендант здания пропустил нас наверх. Мы поднялись на третий этаж.
В небольшом кабинете перегороженном низким барьером, за столом сидела скромно одетая, с усталым лицом, женщина. Это был секретарь В. И. Ленина - Л.А. Фотиева. Узнав, что я приехал фотографировать Ленина, она сейчас же позвонила. Из другой комнаты выбежал молодой паренек в рубашке навыпуск. Оба они приняли горячее участие в подготовке к съемке.
Я зашел за перегородку приемной. В комнате в ожидании Ленина стояли, прислонившись к стене, двое рабочих.
И вот вошел Ленин. Ничего общего с человеком, которого я ожидал увидеть. С первого же мгновения меня поразили его простота. Ни малейшей позы, ни одного движения, бьющего на эффект. Невысокого роста, широкоплечий, в люстриновом пиджаке, из нагрудного кармана которого торчало "вечное" перо, быстрый и четкий в движениях, красиво посаженная голова с большим открытым лбом.
Сначала Ленин подошел к рабочим - делегатам из Минска. Пока они разговаривали, я внимательно разглядывал Владимира Ильича. Закончив беседу, он обратился к нам:
- Ну что ж, приступим!..
Чувствовалось, что он смотрит на процедуру съемки, как на необходимость, и поневоле подчинялся ей. Кто-то из присутствовавших посоветовал нам перейти в конференц-зал - помещение с большими окнами. Ленин сел за стол, взял перо. Он писал, разговаривал с людьми, которые то и дело приходили к нему, а я в это время подготавливал аппарат и продолжал наблюдать за Владимиром Ильичем.
Я смотрел на склоненную над столом голову Ленина. Я старался уловить энергичный, живой взгляд его чуть прищуренных глаз, в которых светился острый, пытливый ум. Я следил за быстро сменяющимся выражением его лица, - оно покоряло своей человечностью. В выражении его лица, в каждом жесте, в том, как он разговаривал с минскими рабочими, со своими сотрудниками, как смотрел на них, слушал, в брошенном на меня взгляде - во всем чувствовались неподдельный интерес, глубокое уважение к человеку. Ни малейшего оттенка превосходства, ни капли нарочитой непринужденности. С кем бы он ни говорил, он разговаривал как с равным, полный самого серьезного внимания и интереса к словам, мыслям, взглядам и нуждам собеседника.
Но как все это запечатлеть в портрете? Где найти средства, чтобы передать это гармоничное сочетание гениального ума и величия духа с благородной простотой и естественностью, с неистощимой энергией и поразительной проницательностью?
Какими неуместными показались мне сейчас все мои излюбленные приемы, световые эффекты, изломанные линии! Я понял, что только совершенными, но самыми строгими и незатейливыми средствами можно правдиво воплотить образ Владимира Ильича.
Я решил сфотографировать голову Ленина крупным планом. Чтобы очертить линию его широких плеч, я вложил пластинку горизонтально, а чтобы передать его полный ума, живой прозорливый взгляд, попросил Владимира Ильича смотреть в аппарат.
Мы не смогли привезти с собой осветительные приборы из-за из громоздкости, и меня тревожил серый, однотонный свет хмурого петербургского дня. И вдруг выглянуло солнце и осветило своими лучами Владимира Ильича".
***
Листая книгу, я обнаружил, что в конце не хватает одного листа. Ну вот, - подумал я, - купил книгу с вырезанной страницей.... Однако потом выяснилось, что на этой странице был изображен Б. Пастернак. Во время выхода книги этот писатель попал в немилость и издательству пришлось вырезать эту страницу во всех 20 000 экземплярах книги.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments