Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

FAQ | Что значит "у этой техники есть душа"?

Оригинал взят у podakuni в FAQ | Что значит "у этой техники есть душа"?

Продолжаю свою несистематическую рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)"! Традиционно, сами вопросы можно задавать в комментариях или присылать на почту: podakuni@yandex.ru

Этот вопрос звучит обычно в контексте упоминания о плёнке и плёночной техники: "А вот была же плёнка и фото с неё душевные такие были!" Ещё чаще можно слышать более узкую интерпретацию вопроса, касающуюся отдельно объективов: "Почему старые объективы дают душевную картинку, а новые — пластиковую?" или что-то типа этого. В общем, у продвинутых фотолюбителей разговор о фототехнике часто крутится вокруг этого вопроса:


#31 Что значит "у этой техники есть душа"?



А дальше все обычно ностальгически вспоминают "Зениты" и другие старые фотоаппараты-объективы, которые у них когда-то были. Как правило, обсуждающие не могут сформулировать признаки "душевности" работы фототехники, за исключением "фотографировать было в кайф и на снимки приятно посмотреть", что, впрочем, само по себе не так уж и плохо — это уже какой-никакой, а критерий. Я не уверен, что тоже смогу дать абсолютно правильный ответ на этот вопрос, но я попытаюсь изложить вам свою точку зрения, а вы уж сами потом решйате — годится она или нет. Итак...






Краткий вариант:




Нам кажется, что фототехника душевно снимает по совокупности многих субъективных факторов: от личных, типа ностальгических и до привнесённых извне, навязанных нам чужим мнением. Очень часто "душевность" техники — это наше внутреннее ощущение, реакция на красивости, которые "получились" как бы сами собой, реакция на на "магию" фотопроцесса. Подробнее — чуть ниже.





Развёрнутый вариант ответа:



Недавно я прочитал об одном исследовании, в котором разбиралась знакомая всем жителям мегаполисов ситуация, когда нам кажется, что все соседние в пробке ряды едут быстрее нашего. Учёные выяснили, чтот эффект наблюдается из-за того, что наше сознание по-разному воспринимает машины, которые мы обгоняем в пробке, и те, которые обгоняют нас. Когда мы проезжаем мимо каких-то машин, то мозг считает это нормой и практически не фиксирует это событие. Но стоит кому-то проехать уже мимо нас — так мы замечаем это и в мозгу откладывается то самое "да что ж такое-то — все едут, а мы стоим!" Это исследование в нашем случае наглядо показывает как работает наше восприятие — одни события нам кажутся значительно более важными, чем другие.



Примерно то же самое происходит и в фотографии. И сейчас поясню, какое отношени это всё имеет к "душе техники".



Все фотографы, даже самые крутые, делают неудачные снимки. Некоторые из этих фотографий получаются плохими по вине техники — не туда фокус навёлся, не те цвета вышли, глубина резкости для такого кадра оказалась слишком малой, виньетирование получилось для данного сюжета слишком глубоким, хроматические аберрации вылезли, сильные дисторсии исказили пропорции объектов и так далее. Как поступают фотографы с такими бракованными кадрами? Правильно — недрогнувшей рукой отправляют их в мусорную корзину. То есть, по сути — они просто не замечают таких кадров. Как водители не замечают те машины, которые они обгоняют в пробке.

Однако, бывают такие ситуации, когда дефекты техники вовсе не портят кадр, а добавляют ему выразительности и работают на сюжет. Странная неравномерная глубина резкозти удачно легла на снимок, придав ему интересный объём.



Засветка не помешала сюжету, а сделал его более солнечным и выразительным.



Солнечные зайцы добавили идею в кадр.



Забавные сочетания цветов, глубокое виньетирование, отсутствие резкости, расфокусы, странное боке — всё это иногда даёт положительный результат.











И вот тут-то фотографы замечают это и говорят что-то вроде: "ну, надо же, какой интересный старый объектив — снимает хреново (ну, конечно, ведь половину съёмки пришлось отправить в трэш из-за брака по фокусу), зато какие порой душевные кадры получаются!" Создаётся ощущение, что не иначе как сама фототехника помогла создать тот или иной прикольный эффект, что она со своим характером, с душой. Осознание этого закрепляется чётко, примерно на таком же уровне, как у автомобилистов, когда их обгоняют в пробке другие машины.



Разумеется, старая техника работает как правило хуже, всяких проблем у неё больше. Значит и всяких фишек получаться тоже будет больше.



Но в общем — фототехника постоянно эволюционирует, производители прикладывают поистине титанические усилия, чтобы брака по вине оборудования было как можно меньше. И вот резльтат: у современных объективов практически нет виньетирования, сведены к минимуму солнечные зайчики, линзы отлично держат контровой свет, стремительно сходят на нет дисторсии, аберрации и так далее, и тому подобное. Теперь если кто и накосячил — то это уже скорее будет человек, а не техника. И уже вряд ли на снимке появится сочный солнечный заяц или сильная атмосферная засветка. Снимки будут получаться ровными, чистыми, одинково контрастными и резкими по всему полю кадра. Но уже без души.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments