Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Categories:

Где прячется кнопка "шедевр" или много цвета из ничего

Оригинал взят у skoblov в Где прячется кнопка "шедевр" или много цвета из ничего
Где прячется кнопка "шедевр" или много цвета из ничего

Сегодня у нас пойдет речь о абсолютно "неформатной" для меня теме - обработке фотографий. В этой замечательной статье Вы узнаете о следующих вещах:

1. мой стандартный четырехшаговый процесс обработки фотографий в лайтруме

2. о мой любви к ручке blacks в этом процессе

3. о волшебной "пленочной эстетике силами RPP" о которой в последнее время происходит так много сотрясения воздушных масс силами pavel_kosenko и чуть-чуть alextutubalin и о том, как делать то же самое силами лайтрума/ACR используя мой стандартный процесс

4. хит сезона - о волшебных ручках "шедевр" в лайтруме, о существовании которых Вы и не подозревали (ну 99% моих читателей - точно). Хотя вру, конечно - Вы их видели, но не трогали никогда. Волшебные ручки позволяют в большинстве случаев просто забыть о существовании ручек saturation/vibrance и группе ручек HSL. Волшебные ручки позволяют получать эффект, аналогичный Маргулисовскому Color boost (задирание угла наклона кривых a/b в пространстве Lab) и получать смещение цветов, похожий на сдвиг кривых a/b.

Господа, если Вы не знали про описанную мной фичу, или знали, напишите в комментах. Интересно, сколько человек об этом знает

В процесс мы будем насиловать вот это фото и делать из левой половины правую:



Я специально выбрал не самую интересную, но очень проблемную фотографию для обработки, в которой легко показать нужный эффект.



Собственно говоря, с чего я вообще вспомнил о замечательных пленочных профилях RPP в связи с этим процессом? Да потому, что мы много слышали об их уникальной полезности и недоступности простым смердам конверторам. При этом в давней-давней истории Алексей честно сказал, что color boost в Lab + правильная кривая по L - и нас ждет такое же счастье. Но в фотошопе, а не в конверторе, т.е. ценой несколько большей затраты времени и места на диске. Но к этому времени "мой процесс" уже был опробован в течении достаточно приличного времени и я сразу понял, что мне надо крутить для получения того же эффекта. Чем и воспользовался неоднократно при обсуждении RPP :)


Итак, делаем из этого



вот это:



Шаг 0, предварительный предварительная правка температуры, кроп, техническая экспокоррекция в случае ETTR.



Я сделал экспокоррекцию -0.8, получив картинку, близку к варианту, который сделала бы камера без ETTR (судя по EXIF, я снимал с коррекцией 2/3 EV). Причины такой съемки я описывал в тексте про экспозицию. Гистограмма исходной картинки в лайтруме выглядела так:



а после этого шага аккуратно отползла к центру.

Картинка вялая, скучная, цвета нет - не завезли. Те, кому удавалось увидеть зимнее небо в марте за городом, могут вспомнить, что оно совсем не такое. Такой пейзаж народу не нужен.

Шаг 1 двигаем blacks в плюс.



Картинка была неконтрастная, так что blacks=40 спасает ситуацию, при этом в гистограмме становится видно пропадание мелких деталей в тенях.



Почему именно blacks, а не контраст, кривые и т.д.? Лирическое отступление.

Blacks - это очень простая ручка. Она просто вычитает из всех значений (до накладывания гамма-функции) одну и ту же величину, которая задается ручкой. В результате картинка становится более темной, причем контраст в тенях растет намного быстрее, чем в светах, по всему диапазону растет насыщенность, а часть теней может и пропасть. Ручка "контраст" у лайтрума повышает контраст в полутонах и прибивает его в светах и тенях (аналог S-кривой), кривые делают вообще все, что захотите. Ручка blacks ограничивает снизу используемый ДД камеры. Чем больше blacks, тем меньше ДД за счет обрезания шумных теней.

Много лет назад я использовал blacks только для одного - опустить ее вниз, чтобы увеличить ДД и показать детали, скрытые в крайних и шумных тенях. Однако позже, осознав факт существования вуали из-за рассеивания попадающего в объектив света стал применять blacks для подавления этой вуали. Поскольку вуаль - это добавление более-менее постоянной засветки по всему кадру, то именно вычитание константы подавляет ее и возвращает кадру естественный контраст. Следующим шагом в эволюции пришло понимание, что если в кадр лампочка и не светит, то все равно полезно использовать эффект убивания вуали, повысив контраст и четкость снимка. Да и вуаль все равно в том или ином виде есть почти всегда.

Ну и если уж мы вспомнили про пленочные профили RPP и пленочную эстетику (подразумевая картинку со слайда), то надо иметь в виду, что ДД (фотоширота) слайда существенно меньше, чем у цифрозеркалок. Черными тенями ценителя слайда не удивишь. Так что без обрезания ДД говорить о воспроизведении какой-либо "пленочной эстетики" просто глупо.


Blacks=40 - это экстремизм, обычно я ограничиваюсь цифрой в районе 15. Далеко не все карточки безболезненно выдерживают обрезание теней. Ну ничего не попишешь - контрастные сцены на слайд снимать тоже тяжело. В этом случае на этом шаге нам придется высветлить темные места либо с помощью кисточки, либо с помощью fill light (эту операцию я без blacks вообще никогда не делаю).

Шаг 2 Правка полутонов

На этой картинке я этот шаг пропустил, но часто после подъема blacks картинка становится темноватой и перед работой с цветами надо полутона поставить на место. Кривые или ручка "brightness". На самом деле это можно потом 100 раз переделывать - лайтруму наплевать на последовательность движений ручками.

Шаг 3 А где же кнопка "шедевр"?

Идем в нижнюю часть панели обработки и находим там "camera calibration". Вы думаете я буду советовать выбрать профиль камеры? Ну выбрать-то можно, но тут мне это не нужно. Мы будем смотреть на 7 ручек калибровки камеры "shadows tint" и 3 пары "hue/saturation" для каждого канала. Русские тексты про лайтрум и ACR либо игнорируют существование этих ручек, либо советуют их не трогать. А вот на сайте Adobe, как я вчера обнаружил, информация достаточно подробная. Ну вот, например.

Я, как положено, 2 года назад не стал уподобляться идиоту и читать документацию (даже не знаю, была ли она тогда по этим ручкам), а героически исследовал влияние этих ручек путем кручения их в разные стороны. Ну работа любит героев. И вообще, где вы видели старого хакера, читающего документацию? :)

Что делают эти 3 пары ручек? Они изменяют представление конвертора о характеристиках канальных светофильтров Вашей камеры: их оттенке и насыщенности. Следствием этого является повышение насыщенности картинки (независимо по трем каналам) и смещение цвета (тоже эффект независимый по трем каналам). Эффект похож на поканальные манипуляции в пространстве Lab, хотя возможностей для манипулирования тут сильно меньше, чем в фотошопе. Аналогично операциям в Lab, повышение насыщенности этими ручками намного аккуратней, чем традиционными средствами, и влияет не только на саму насыщенность, но и на цветовое разнообразие картинки (близкие оттенки разъезжаются), чему Маргулис посвятил огромный кусок своей книжки про Lab.


Итак, на третьем шаге я повышаю blue saturation до +100 (хотя обычно хватает и 20). Почему так много? Ну так в заголовке у меня и написано "много цвета из ничего". :) Чаще всего я повышаю насыщенность именно синего канала, но иногда доходят руки и до других.



Хотите понять, почему не обычные ручки saturation и vibrance? Ну так давайте отменим эту операцию и попробуем альтернативные, поднимая насыщенность неба до той же величины. Saturation на 56 попугаев:



Разлив яда на освещенном солнцем снегу.

Vibrance, 68 попугаев:



Лучше, чем у saturation, но если сравнивать с результатом повышения насыщенности через camera calibration, то видно, что:

1. желтого на снегу у vibrance чуть больше, чем надо
2. деревья "холоднее", чем у основного варианта
3. тень на снегу посинела немного сильнее, чем у основного варианта, а это мне абсолютно не нужно (да, на снегу тени всегда синие, но зачем-же лишнее увеличивать это)

Выигрыш от операции с camera calibration налицо.

Повышение насыщенности любым каналом повышает общую насыщенность картинки, однако степень влияния на каждый пиксель зависит от того, какой был исходный цвет этого пикселя. Чем больше изначальный вклад выбранного канала в исходную насыщенность цвета пикселя, тем сильнее поменяется насыщенность пикселя при операции с этим каналом. Это глобальный оператор, у него нет никакой селективности по отдельным цветам, как у vibrance или у ручек модификации цвета в HSL.

Цвета мне было маловато, поэтому я добавил еще чуток через vibrance, 17 попугаев:



Шаг 4 Смещение цвета

Сдигаю green hue на +8, тоже в камера calibration. Синий позеленел, желто-оранжевый покраснел.



Если бы позеленение синего меня не устроило, я бы добавил легкое смещение баланса белого в сторону фиолетового, вернув синий на место и сдвинув желтый еще дальше к красному. Но мне понравился результат. Как и повышение насыщенности, смещение цвета действует по-разному на разные цвета, однако без селективности и дефектов HSL.

Шаг 3 и 4 позволяют очень аккуратно повысить насыщенности и добиться хорошего разделения близких оттенков без кислотности. Именно за это народ ценит рекомендованыне Маргулисом действия в Lab, и именно в этом качетсве pavel_kosenko постоянно рекламирует RPP. Очень хорошо это заметно на осенних фотографиях, типа такой:



Шаг последний Обработка по вкусу

Тут никакой системы. Добавил контраста кривыми, кисточкой нанес маску на тень и понизил на 40 попугаев насыщенность по маске. Готово.

Бонусы

Любите ли Вы зеленые тени, как pavel_kosenko? Ручка shadows tint в camera calibration интеллигентно усиливает зеленый в тенях (или ослабляет). Обратите внимание - она именно усиливает имеющийся зеленый, а не добавляет тонировку как ручки в секции split tonning. Если без шуток о зеленых тенях, то иногда эта операция очень даже полезная - недавно я обрабатывал кучу городских фотографий из Непала с удивительным сочетанием красных кирпичей, загорелых лиц и красной пыли в воздухе. Легкое добавление зеленого в тень позволяло сделать картинки чуть менее однообразно-красными и более цветными.

При обработке уличных фотографий, снятых при смешанном освещении (желтые лампы + белый свет или свет неба), невозможно поставить нормальный ББ: остается либо слишком много желтого, либо слишком синеет все остальное. Понижение blue saturation смягчает проблему - уходит и желтый и синий и остаются другие цвета.

Повышение blue saturation на фотографиях с синим небом и облаками повышает контраст на небе - синий темнеет. А голубые животы облаков синеют не так, как у vibrance, что показано моем примере.

Почему бы не делать это в Lab, как проповедовал нам Маргулис? Потому что минимальную обработку в лайтруме делать удобней и быстрее, легко обрабатываются серии фотографий.

А почему бы не делать это в RPP, как проповедует Паша? Не нужны виртуальные машины, лайтрум шустрее, функциональней и привычнее.

P.S. Как всегда напоминание для bulka и других копипастеров/контентмейкеров: данный текст не предназначен для "творческой" переработки и включения кусками в чужие тексты, размещения на сайтах, передачи по проводам и исполнения в танце. Это произведение защищается российским и международным законодательством об АП (разделом об интеллектуальной собственности в ГК и т.д.) и предназначено исключительно для внимательного чтения, обсуждения тут и в других местах, расширения кругозора и повышения личного творческого потенциала читателей. (тут - про булку, чтобы не спрашивали больше)

Небольшой апдейт:

Эксперименты с ручками калибровки я начал 2 года назад и первые результаты показал тут: http://skoblov.livejournal.com/37030.html (именно появление камерных профилей спровоцировало меня вглядеться в эту секцию ручек). Там достаточно удачные примеры, показывающие выделение цветов на осеннем пейзаже (хотя сейчас я не делал бы цвета такими резкими). Несмотря на то, что там ничего не сказано про кручение ручек, а только про использование camera landscape, у фотографий в примерах ручки крутились тоже, хотя вслепую. Я просто не написал об этом. Из обсуждения в комментариях видно, что эти манипуляции привели к наступлению на большую граблю - выход за охват моего монитора (да-да-да, калибруйте мониторы и используйте gamut warning или проверяйте результат по цифрам). Я получил внегамутный синий и комментарии про кислоту от владельцев мониторов с хорошим охватом. Помните про эту граблю! Впрочем, мой опыт показал, что сильно грабля подстерегает только в случае использования camera landscape. С тех пор, как я перестал его использовать (использую либо adobe standard, либо camera standard), на кислотный синий больше никто не жаловался.




не забываем до Mастер-класс по панорамам и HDR в Москве, 20-21 ноября 2010 осталось 10 дней.

Понравилось? Пиарим! :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments