Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Люди и фотоаппараты

Оригинал взят у dmitry_novak в Люди и фотоаппараты
CRW_6115


Своеобразный пост-зеркало, в ответ на Пашин текст.
Когда-то у меня была еще одна похожая публикация, кому интересно - сам найдет. Потом когда-нибудь перечитаю, сравню, удивлюсь. Не важно :) Время идет, я другой, вы другие, мир другой.

А таинственный мир фотографии начал для меня приоткрываться через маленький окуляр ФЭДа (1986-1987 гг примерно) - родители давали потрогать. Помню, папа рассказывал, как надо совмещать желтый кружочек дальномера. Потом я тайком крутил колесики и кажется что-то поломал. Уже не помню. А ведь на этот ФЭД сегодня можно шикарно снимать, если отъюстировать и всё наладить.

Потом отец много снимал семью на Киев-3 (это моя начальная школа, с 1990 по 1993 где-то) - первая дальномерка, на которой я уже начал осмыслять влияние света на стрелочку экспонометра и самостоятельно снимал родителей в парке, природу :) Потом ездили печатать эти фото к дяде. Где-то они лежат эти отпечатки. Честно сказать, был там сплошной брак. Но надо порыться в этих фото, когда буду в гостях у родителей. Через них я впервые узнал, как видит мир фотокамера. Там я впервые увидел себя со стороны. Кажется это было фото, где папа ради прикола сфотографировал, как я писаю в лесу. Надо обязательно найти это фото. Сейчас оно может показаться даже пикториальным.

В школе родители подарили мне мыльницу Kodak 222 (или 555?) (средняя-старшая школа, 1995-1999 примерно) - это была первая моя трэвел-камера! На нее снимал везде - в Чехии, на Кипре, еще где-то, не помню точно. Камера примитивная, фикс-фокал, одна выдержка, одна кнопка, выключатель вспышки, всё. По сути - "чупарат". Но, кажется, с нее получались даже резкие фото. Пожалуй, надо достать с антресолей, потрогать )

Потом я поступил на журфак. А в 2000-м году отцу на их оборонном заводе "Зенит" подарили тогдашнюю новинку - Зенит 412. Камера досталась мне. Это была моя первая зеркалка! С ней я узнал, что такое осознанная фокусировка, осознанная экспозиция, осознанный выбор пленки и еще кучу всего осознанного (на самом деле - даже близко не осознанного). На камере стоял полтиник Зенитар 58 2.0. Объектив оптически барахло, но легкий, корпус пластиковый. И сама камера - маленькая, легкая, пластик. Экспонировала довольно точно.

На Зенит 412 я снимал до конца института.

Учился я на тележурналиста-международника и в мыслях не имел, что стану через десять лет довольно известным в некоторых кругах и востребованным предметным фотографом и буду вяло и нехотя вести блог с 5000 читателей :) Только иногда в перерывах между парами я облизывался на кафедру фотожурналистики - в основном, когда сокурсники, которые уже работали в фото-ТАСС, давали в курилке на втором этаже (да-да, в той легендарной "Санта Барбаре") поглядеть в свои крутые никоны F3. Тогда уровень студентов из фотогруппы казался мне недостижимым, а сейчас вызывает лишь улыбку. К искусству это конечно не имеет отношения. И я считаю, что репортажная школа на журфаке МГУ - средненькая. Хотя там преподавал сам Лапин. Лапина студенты боялись, но уважали, а профессура не любила. Но это не важно. Важно, что тогда мое фотолюбительство было самым незамысловатым, вроде хиппи, "деревенским", но и увлеченным. Я просто снимал друзей, просто сдавал пленки в фотобудку в гастрономе и просто печатал "все хорошие" в 9х13 (было дешевле, чем 10х15 :)). Я ничего не знал о фотографии и фототехнике, и жилось мне легко и просто - снимал чем есть, печатал на сколько денег хватало. И бережно сохранял негативы, вот они тут до сих пор в конвертах. Иногда что-то сканирую для смеха. Вспоминаю людей, которых уже очень давно не видел. Кто-то совсем не сохранился в памяти. Или сохранился как облако, а здесь, на фото - оказывается, вот, объемный человек. Очень трогательно. Это дорогие фотографии, дороже нынешних "шедевров".

Где и чем занимается тогдашний начинающий тассовский фотограф Антон Кавашкин? Что там сейчас рисует моя большая институтская любовь Женя Пронина? Как поживает лучший друг Лёня Авер? Да вот хрен их знает... Я никогда не умел продуктивно "ворошить прошлое". Встречи со старыми знакомыми для меня всегда заканчивались духом некрофилии и безысходности, потому что я понимал, как неотвратимо и далеко время унесло меня от них. Или их от меня.

Общий наш с ними мир развалился на островки не месяц и не год назад. Как давно это было... Самое начало 2000-х... В памяти сохранились только отдельные моменты тонких ощущений. Хотя это наверное и было самое счастливое время в моей жизни, когда мир разворачивался вширь, и от этого было легко, а потом всё вдруг стало углубляться, и от этой глубины стало тяжело. И люди стали тяжелее, и я.

Но все равно на тех фотографиях они все очень хорошие. Очень молодые. И я совсем не хочу видеть их взрослыми, заматеревшими. Это окончательно разорвет нить, которая связывает меня с прошлым, где я только начинал узнавать всю ширину и необъятность мира. Хотя сам я все еще остаюсь ребенком. Но уже большим ребенком с кучей внутренних проблем. И пусть эти проблемы будут лишь моими.

Но вернемся от людей к камерам.
Как только я пошел на первую постоянную работу (в 2004-м) - с двух первых зарплат купил цифру - Sony F717. Это была камера просто фантастического качества сборки и удобства, с потряснающей зум-оптикой цейсс, отличным цветом, неплохим ДД, но ужасно шумная и без RAW. Стоила она тогда 700$.
Возможности она давала потрясающие, если сравнивать с тем, что у меня было до этого.
Поснимал я на нее полгода, продал индусам на ВДНХ почти за ту же цену и, кажется, осенью 2004 купил первую цифрозеркалку - Canon 10D. Я начинал становиться искушенным. То есть был подвластен искусам!

Десятка кэнона была легендарная камера. Если 300D была вообще первой доступной цифрозеркалкой, то 10D - первой доступной цифозеркалкой полупрофессионального уровня, которая на тот момент снимала офигенно качественно. Да и сейчас неплохо равы крутятся.
Вот именно этот период (2004-2005 г) я считаю важным. Не из-за того, что купил зеркалку. Просто тогда я начал понимать, что меня тянет развиваться как фотографу. Я стал смотреть много чужих работ, собирать инетерсные приемы, отмечать явные недостатки. Много общался со своим арт-директором - художником и фотографом Сергеем Ульяновским. С этих бесед я начал пытаться понимать живопись и использовать живописные приемы в фотографии. Полюбил пейзаж. Вместе с Ульяновским мы мучали на коммерческих съемках карданную камеру Sinar F, и, случалось, делали из-под полы дубль на цифрозеркалку, а в итоге  слайд шел в корзину, и мы оба тогда понимали, что в коммерческой фотографии пленка доживает свои последние годы. Это была эпоха перемен в фото - 2006-2007... Скоро появятся айфоны, инстаграм, мир фотографов станет другим. И мой мир тоже - после того, как в 2006-м я совершу одину поступок, о которой потом буду много и долго жалеть, но без которого было невозможно мое движение. Наверное. Может быть это лишь самооправдание. Впрочем, что сделано - то сделано. И если мне было суждено перестать быть романтиком именно тогда - остается только принять это как данность. Может быть время смягчит мою циничность, мизантропию. А может и наоборот. Хотелось бы, конечно.

Кстати нашлось тогда у меня время и на пленку. Это было первое мое знакомство со средним форматом, с тяжелым и малопонятным тогда квадратом 6х6. И заодно знакомство с коварным китайским брендом Seagull, который буквально разваливался на глазах. Потом я взял Pentax 645, который мне достался с тяжелым и здоровым темным зумом 80-160. Нормально на эту камеру я так ничего и не смог снять, а потом продал все это, когда копил на Canon 5D.

Я тогда еще слабо понимал, чем хороша пленка. Вельвия удивляла меня тем, что на нее еле-еле влезает сюжет, который на Canon 10D помещался с запасом. Однако тех цветов на цифре я получить не мог. RAW-конвертеры тогда были развиты слабо, точнее сказать - никак.

...Между тем на работе я снимал на Kodak DCS Pro 14n. Тогда я еще не понимал, насколько там крутой сенсор по цветопередаче и ДД, но постоянно сталкивался с кучей проблем - жутчайшие шумы на выдержках длиннее полсекунды и исо выше 80, маложивучесть батарей, тормознутость. На работе мы с коллегами называли эту камеру "Франкенштейном цифровой фотографии", настолько он был ужасен в повседневной коммерческой работе. На этом фоне Кэнон 10D казался просто откровением, хотя был кропом. Тогда же я купил свою первую "эльку" 17-40 мм и начал погружаться в широкоугольность и в долги - эльки стоили денег!

В 2005-м вышел Canon 5D, я продал всё, что у меня было, включая кожаные штаны, в которых проходил весь институт и еще год на работе, влез в долги (после этого надолго перестал занимать деньги) - и купил свой первый цифровой фуллфрейм. Кстати и сейчас у меня есть такая камера, купил её пару лет назад для портретов с хорошим цветом, но так получается, что портреты не идут, и камеру не использую, без лайв-вью уже неудобно. Думаю продать... Камера легендарная, когда-нибудь лет через 50 наверное будет дорого стоить. Или вообще ничего не будет стоить :) Но у меня она без дела, и вряд ли пригодится в ближайшие годы. Кому надо - забирайте.

Году в 2007-2008 я по коммерческой нужде проапгрейдился на Canon 5D Mk II, окончательно понял, что кэнон пошел по кривой дорожке в плане цветопередачи. Но снимал на эту камеру для души и заказы до тех пор, пока меня не задолбало таскать рюкзак с парком оптики, в итоге я плюнул и взял по совету Ильи Борга беззеркалку Олимпус OM-D E-M5, и вот так с Олимпусом дружу до сих пор и радуюсь :) Правда сейчас у меня уже E-M5 Mark II, а старая пятерка кстати продается, берите, не пожалеете.
Где-то там в промежутках, между 2007 и 2012 было недолгое и хаотичное увлечение слайдом - средним форматом. Моя в целом устроенная жизнь позволяла это. Я мог купить камеру и через месяц продать ее - понимая, что это шизофрения, но ничего не мог с собой поделать.

Так под внезамным порывом ветра перемен в голове у меня появился Pentacon Six, странная камера из ГДР, которая оставила короткое и очень двойственное впечатление, с такой техникой нужно искать идеальный отъюстированный экземпляр, чтобы съемка приносила хоть какое-то удовольствие.

Потом как-то легко и быстро пришла и ушла Yashica TLR 6x6, не оставив ничего стоящего, а за ней вломился Pentax 6x7. И с этой камерой я тоже помучился чисто технически, было проблемно получить кадр без смаза, помню, как однажды зимой со всей этой техникой на спине и со штативом я залез в глубокий овраг в лесу, а там оказалось снега по пояс, минус 15 на улице, и невозможно сделать ни шагу. Уже не помню, как я выбрался оттуда, но больше в овраги зимой со средним форматом я не ходил :) И вообще к лесу стал относиться с уважением и разумной осторожностью. Как и к Пентаксу, который пережил это без моральных терзаний, пережил падение с полутора метров, сделав изрядную вмятину в полу, и сейчас наверняка еще кого-то радует своими проблемами и прекрасной картинкой. А может на полке пылиться. В любом случае, за эту камеру мне не обидно - она хорошо поснимала, можно и на покой :)

Через какое-то время, под влиянием коллеги veryoxygen я опять взял Pentax 6 (замечаете, как замыкается круг моего обсессивно-депрессивного психоза?)
Я надеялся, что буду снимать на него портреты - камера казалась компактной и сулила все плюсы среднего формата. Но до съемок дело не дошло. Не помню уже, почему так быстро ее продал. Кажется, были нужны деньги на что-то. На что? Кажется, на отпуск. Тогда я начал много ездить по разным странам.
В 2012-м на очередной волне увлечения слайдом я даже сделал собственный деревянный панорамный пинхол! Снял на него пару тестовых пленок, порадовался и удивился, что оно таки работает и неплохо - и забросил. Так и стоит на полке шкатулочка. Штука интересная, но неудобная, под нее надо придумывать какой-то очень творческий проект, иначе смысла возиться нет.

За это время я стал более-менее разбираться в слайдовых пленках, научился пользоваться внешним экспонометром и понял, что сегодня сам по себе гибридный процесс (сканирование слайда) смысла не имеет, как и сам слайд. Малая широта, проблема пробить тени на сканере, большие неудобные камеры и абсолютная бесполезность 35 мм формата на слайдовой пленке (если уже есть цифра).

Но я с большим уважением относился и отношусь к цвету на позитиве. Особенно на Кодаке. Вообще многолетние пленочные наработки Кодака заслуживают самого тщательного перевода в цифровые профили. Спасибо RPP. Этот конвертер, кстати, открыл мне глаза на то, что цифра может быть похожа на пленку.

Примерно в 2012-м у меня появился iPad с камерой, и я стал увлекаться инстаграмом. Но кроме некоторых макровозможностей всерьез эту камеру я не воспринимал. Ну кому придет в голову постоянно снимать везде на планшет. Хотя я умудрялся :)

Позже, когда я купил iPhone 5s, стало понятно, что мне его достаточно для 80% каждодневных фотозарисовок.

Более того, ни одна другая фотокамера не меняла моего мышления настолько, насколько это сделал айфон со всеми его ограничениями. Они как раз и заставляли совершенно иначе осмыслять кадр. Перестать думать о ГРИП, начать компоновать планы более плоско, но более целостно с точки зрения пятен, фактур.
Сегодня я уже понимаю и четко разделяю сюжеты, в которых мне строго нужен Олимпус (и иногда именно в режиме High Resolution), а в каких достаточно айфона. Иногда я повторяю на Олимпус некоторые кадры, которые уже делал на айфон.

Но в общем смысле я стал намного спокойнее относиться к техническим качествам фотографий. Хороший цвет, ДД - да, важно, хотя тоже не катастрофа, иногда малый ДД айфона приводит к интересным творческим решениям.
Пленочной техники у меня сейчас нет. Где-то на квартире у родителей валяется тот Зенит 412 и мыльницы Кодак.

Но я понимаю, что очень важно не упустить момент и ухватить за хвост пленочную эпоху, разобраться с цветным негативом, с киношными пленками, в конце концов, чтобы лучше понимать, чего добиваться от цифры. А в цифре мое цветовое мышление сегодня не такое, каким было, скажем, год назад. Изменения постоянные, и я ощущаю рост и радуюсь ему. Хотя эта эстетика не будет понятна наверное 80-90% моих читателей, но сегодня я уже не ориентируюсь на них.

К счастью, в моей жизни появилось место, где собираются люди, увлеченные фотографией, там я чувствую поддержку и возможность в будущем определить направление пути и цели. Хотел бы этого пожелать и всем, кто меня читает. Это еще не есть счастье, но это определенно делает жизнь более осмысленной.

PS
Вы спросите, так где же все фотографии, снятые на такое количество камер?
Можно я не стану сейчас отвечать на этот вопрос? :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments