Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Что для меня главное в фотографии?

Оригинал взят у lis_noldor в Что для меня главное в фотографии?
Свою первую камеру я купил за пару недель до своего четвертьвекового юбилея. К тому времени за плечами я уже имел среднее специальное художественное образование, 3 курса вуза и 5 лет работы по специальности «графический дизайн». Соответственно, на фотографию я смотрел сквозь призму художественно-дизайнерского опыта. Следует пояснить: многим кажется, что художник — это такая творческая личность, которая годами ждет вдохновения. На самом деле быть художником — значит обладать соответствующим набором навыков, только и всего, в частности уметь строить композицию, передавать объем, выбирать цветовую гамму и т. д. По большому счету уметь рисовать — то же, что и уметь, например, строить дома, просто иметь соответствующую теоретическую базу и необходимую практику. С дизайном так же. Только дизайнер вообще ближе к инженеру, чем к художнику. Вот и фотографию я воспринимал так: главное — знания и практика. Стал изучать технические аспекты, жанры, обработку и т. д. и много-много снимать. За свой первый (2012) год как фотограф я провел более 1000 коммерческих фотосессий, 16–18 свадеб, плюс каждые выходные по ночам снимал в клубах. Это уже не говоря о постоянных творческих съемках, где я старался пробовать что-то новое. Через какое-то время мне стало казаться, что я начинаю понимать, что же действительно главное в фотографии. Берем сюжет, находим правильную композицию, грамотно используем свет, выбираем хорошее цветовое решение и т. д.— таким образом и приближаемся к своей «идеальной фотографии». Я и сам не заметил, что стал смотреть на результат своей работы, как на картину. Помните? Набор навыков, художественных приемов… Тогда мне казалось, что нужно просто оттачивать каждый из них и я стану крутым фотографом.

Время шло, я читал разные книги по фотографии, ходил на мастер-классы, общался с фотографами. Мои работы стали приятнее по цвету, насыщеннее по композиции, гармоничнее по свету. Но чем правильнее они становились, тем больше нарастало ощущение, что я упускаю что-то важное, иду по какому-то ложному следу. Хотя художник во мне никак не хотел с этим соглашаться: «Ну как же? Вот цвет, вот композиция. Разве не так пишутся лучшие картины? Разве не так снимаются лучшие фотографии?»

Как я понял позже, я делал выводы из ложных убеждений, приравнивая фотографию к живописи. Окончательно разобраться в этом вопросе мне помогла книга французского философа Ролана Барта «Camera Lucida». Возможно, отчасти потому, что это книга о фотографии, написанная не фотографом,— не знаю. Главная мысль, которую я из нее почерпнул: «Фотография — это маленькая смерть». Кадр — это своего рода свидетельство о смерти определенного момента. Вот он был, и его уже никогда больше не будет. Его (в отличие от картины) не повторить. В этом и есть главное предназначение фотографии — сохранять мертвые моменты. Сохранять. Моменты.

Так просто, не правда ли? На осознание этой очевидной мысли у меня ушло не меньше трех лет. То есть самый настоящий фотографический жанр — это «репортажка». Не бывает ведь репортажной живописи? Если вы погуглите что-нибудь вроде «лучшие фотографии мира», большинство из них окажутся запечатлением какого-либо неповторимого мгновения. Будь то социальное или природное явление. Неповторимость — вот отличие фотографии от остальных видов искусства. С пониманием этого я полностью поменял приоритеты при съемке и отборе кадров. Несмотря на то, что я снимаю постановочную фотографию, я все же фотографирую людей. И завтра моя модель будет уже на день старше. Изменится погода, атмосферное давление, угол падения солнечных лучей, день недели, курсы акций - да все что угодно. Все будет другим! Тот кадр, который я не сниму сегодня, я не сниму уже никогда. И после, когда я сижу и отбираю лучшие снимки, я смотрю не на правильность поз и композиции, я выбираю кадры, которые не похожи на остальные. Случайный взгляд, неуловимое движение кончиков пальцев — все, что сама модель не сможет повторить специально. Уникальность кадра стала для меня важнее правильности. Последнюю я оставляю художникам.


PS: эту статью я написал по просьбе представителя журнала PhotoCASA специально для них. Очень удивился, когда увидел подзаголовок:



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments