Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Подробное описание обработки зимнего пейзажного снимка.

Оригинал взят у awo_onyshchenko в Подробное описание обработки зимнего пейзажного снимка.

Данный пост предназначен, главным образом, слушателям моего семинара "Съёмка и обработка пейзажа", который прошёл в Киеве 20 октября.



В работе любого преподавателя немало сложностей.
Пожалуй, самая главная из них - различный уровень подготовки слушателей, сидящих в аудитории.
Если преподаватель ориентируется на тех, чья подготовка слабее - остальная группа начинает скучать.
Если наоборот, на самых сильных - то менее подготовленные могут не всё усвоить.

Приходится все время балансировать между этими крайностями.

Последнее время семинар был существенно переработан, и количество рабочих примеров увеличилось с 3-ёх до 12-ти.
Считаю эти изменения весьма полезными: улучшается закрепление и понимание всего услышанного, увеличивается вероятность познакомиться с новым для себя приёмом.

По этой причине увеличился темп изложения. Я уже не могу в процессе рассказа опускаться до уровня отдельных позиций меню и нажатых пиктограмм.
Осознавая сложности, которые могут возникнуть у менее подготовленных слушателей, я решил написать данный пост, в котором приведу подробнейшее иллюстрированное описание обработки одного из рабочих примеров.

Принципы обработки, которые обсуждались на семинаре, будут, при необходимости, только упоминаться, без повторного обсуждения.

рис. 02.


Рис. 02 изображает типичный для Киева зимний сюжет, снятый в музее архитектуры в Пирогово.
На этом примере я покажу, как можно улучшить проработку неба с облаками, а также акцентировать передачу плоским изображением пространственной глубины реального сюжета.

1. Улучшение проработки неба становится не простой задачей, когда граница между ним и остальной частью снимка содержит множество деталей различного размера и формы.
Данный пример подбирался именно по этому признаку.
Какой бы способ повышения контраста неба мы не выбрали, нам придётся решать задачу выделения неба на фоне всего остального.
Очевидно, что ни кисточкой, ни градиентными заливками, в данном случае подходящей маски не создать.

Из семинара мы помним, что лучшей маской для любого изображения является... само это изображение.
А точнее - его каналы, либо некоторая их комбинация.

Раз уж мы собираемся использовать каналы снимка для создания маски, то предлагаю с их помощью постараться улучшить и сам контраст неба.
Скажем, попробуем найти тот канал, в котором контраст неба максимален, и, с его помощью, выполнить желаемое.

Заглянем в каналы, и выясним ответ на 2 интересующих нас вопроса:

1. в каком канале контраст неба максимален?
2. в каком канале небо максимально отличается от остальной части картинки?

Смотрим каналы снимка:

рис. 03.


Ответы очевидны:

1. максимальный контраст неба - в красном канале (практически всегда).
2. максимальное разделение неба и остальной части картинки - в синем канале.

Итак, повышать контраст неба будем при помощи красного канала, а создавать маску выделения для него - на основе синего канала.
В нижнем слое (пока он единственный), лежит исходное изображение.

Мы будем выполнять многослойную неразрушающую обработку, при которой исходник всегда остаётся нетронутым.
Каждую операцию коррекции будем оформлять в виде отдельного слоя, давая ему информативное название, из которого легко понять, какая именно коррекция выполняется.

Чтобы повысить контраст неба с помощью красного канала, следует его разместить над изображением.
Создадим над ним пустой слой.
Для этого в палитре Layers (рис. 04), нажав и удерживая клавишу [Аlt], щелкнем по пиктограмме "Create a new layer", которая выделена красной стрелкой:

рис. 04.


Откроется окно создания нового слоя (рис. 05):

рис. 05.


Сразу вводим осмысленное название: слоя: "Red channel mask for the Sky".
После чего нажмём ОК.

В палитре Layers над нижним слоем появится новый, пока пустой.
В соответствии с нашим планом, поместим в него красный канал изображения.

Для этих целей воспользуемся командой "Apply Image...", которая позволяет взять нечто в одном месте, и поместить его в другое.
Главное, чтобы эти "одно и другое" имели одинаковый размер в пикселах.

Перед вызовом команды следует мышкой стать туда, куда мы хотим поместить, в нашем случае, красный канал картинки.
Это будет вновь созданный, и пока пустой, слой "Red channel mask for the Sky".

Запустим через меню команду "Apply Image...":

рис. 06.


Откроется окно команды.
В нём, в секции "Source", выбираем нужный нам красный канал:

рис. 07.


А в секции "Blending" задаём режим наложения Normal.

* т.к. мы помещаем красный канал в пустой слой, то режим наложения в данном случае не имеет значения.
Но давайте сразу привыкать к порядку:

рис. 08.


Жмём ОК, и получаем... Ч/Б картинку:

рис. 09.


На рис. 09 показана и палитра Layers на данный момент.

Куда пропал цвет? - да никуда!
Просто над нашим цветным исходником теперь лежит Ч/Б, взятое из красного канала.

Чтобы вернуть цвет следует изменить режим наложения верхнего слоя на Luminosity:

рис. 10.


При многослойном редактировании, чтобы оценить степень внесённой на данном шаге коррекции, нужно "промигивать" соответствующим слоем.
Для этого в палитре Layers в левой части каждого слоя есть пиктограмма глаза, нажатие на которую включает/выключает отображение соответствующего слоя.
Это показано на рис. 11:

рис. 11.


Промигивание показывает, что для неба наша коррекция вполне удачна: небо стало темнее и контрастнее, улучшилась проработка облаков.
Однако осветление деревьев, и, особенно, стен церквушки, явно нежелательно.

Для того, чтобы предотвратить изменения там, где они нам не нужны (везде, кроме неба), следует создать маску.
Ранее мы уже определились, что заготовкой этой маски послужит синий канал, который придётся немного доработать.

Если мы начнём дорабатывать сам синий канал, это повлияет на изображение, что нам в данном случае не нужно.
Фотошоп допускает создание дополнительных, так называемых альфа-каналов.
Они не влияют на картинку, поэтому в них мы можем хранить (и дорабатывать) любое Ч/Б изображение.

На рис. 12 показана палитра Channels. Красной стрелкой обозначена пиктограмма "Create new channel":

рис. 12.


Если мы схватим мышкой синий канал, и потащим его на эту пиктограмму, то фотошоп создаст альфа-канал и поместит туда копию синего канала "Blue copy":

рис. 13.


Памятуя о концепции многослойного редактирования, назовём этот альфа-канал "Mask of the blue channel":

рис. 14.


Станем на него мышкой, и повысим контраст кривыми, как показано на рис. 15:

рис. 15.


* напомню, обработка альфа-канала на само изображение не влияет.

Теперь нужно эту заготовку превратить в маску для созданного нами слоя "Red channel mask for the Sky".

Для этого в палитре Channels, нажав и удерживая клавишу [Сtrl], щёлкнем правым кликом по альфа каналу "Mask of the blue channel".
На картинке отобразятся "бегущие муравьи", что означает, что наш альфа-канал загружен в виде выделения.

рис. 16.


Затем, как показано на рис. 17, в палитре Layers выделим этот слой мышкой, и нажмём на пиктограмму "Add layer mask", которая обозначена красной стрелкой:

рис. 17.


Фотошоп создаст маску в активном слое, поместив туда нашу заготовку:

рис. 18.


Теперь эту маску необходимо доработать вручную, закрасив черным всё, кроме неба.
Для этого, удерживая нажатой клавишу [Аlt], щёлкнем по маске правым кликом.
Маска "откроется" для редактирования.

Нажатием клавиш [D] и [X] зададим чёрный цвет переднего плана, возьмём инструмент кисть [В], клавишами <[> и <]> зададим ее размер в соответствии с тем, какую область нам предстоит закрашивать.
Затем, меняя при необходимости размер, степень размытия краёв и непрозрачность кисти, закрасим всё лишнее, не затрагивая пограничных с небом областей, в которых находятся мелкие детали, взятые нами из канала:

рис. 19.


В итоге получим следующую маску:

рис. 20.


Повторим промигивание верхним слоем:

рис. 21.


Мы добились, чего хотели: теперь наша коррекция захватывает только небо.
Причём, делает это весьма аккуратно: яркость и контрастность неба меняется даже в просветах между ветками деревьев, не затрагивая последние.

Осталось только определить общую "силу" коррекции - отрегулировать непрозрачность слоя.
Эту операцию каждый из Вас делает, руководствуясь собственным пониманием красоты и эстетики.

Т.к. свет в тот день был достаточно мягкий, я установил итоговую непрозрачность 35%, дабы излишне контрастное небо не диссонировало с остальным пейзажем.

2. Вторая задача, которую мы сами себе поставили: акцентировать передачу плоским изображением пространственной глубины реального сюжета.
Из обсуждения на семинаре мы знаем, что для этого нужно постараться сделать передний план картинки более плотным и контрастным.

То есть нам опять придётся выполнить селективную коррекцию.
И нам снова пригодится созданная и помещённая в альфа-канал заготовка.
Только в этот раз закрашивать придётся именно небо и детали на здании и лесе.

Как я уже описывал, в палитре Channels, нажав и удерживая клавишу [Ctrl], щёлкнем правым кликом по альфа каналу "Mask of the blue channel".
На картинке отобразятся "бегущие муравьи", что означает, что наш альфа-канал загружен в виде выделения.

В палитре Layers, при активном верхнем слое (рис. 22), щёлкаем по обозначенной красной стрелкой пиктограмме "Create new fill or adjustment layer".
В появившемся меню выбираем позицию Curves.

рис. 22.


Фотошоп создаст корректировочный слой кривых, автоматически поместив в маску слоя нашу заготовку:

рис. 23.


Как я уже описывал, вручную кистью закрашиваем чёрным на маске все лишнее, и чуть размоем её Filter -> Blur ->Gaussian Blur (радиус порядка 3 пикселов):

рис. 24.


Потянем кривую в её средней части вниз, уплотняя тени и повышая контраст в светах:

рис. 25.


Промигиваем слоем кривых, чтобы оценить внесённую коррекцию.
Передача "объёма" заметно улучшилась, изображение обрело визуальную глубину:

рис. 26.


Снижаем непрозрачность слоя Curves до 80%.
Однако, хотя и не слишком заметно, проявился нежелательный эффект: тени на переднем плане стали более синими, чем были.
Из семинара мы знаем, что "по физике" они синие и есть.
Однако наше восприятие эту синеву практически полностью компенсирует.

В данном случае моё чувство меры подсказывает, что после применения кривых синева несколько избыточна.
Для того, чтобы повышение контраста на переднем плане не вносило излишнюю синеву в тени, изменим режим наложения Curves с Normal на Luminosity.

И оценим уровень синевы до этого изменения, и после.

Для быстрой и лёгкой оценки цвета теней на ПП, воспользуемся палитрой Info, настроив её на отображение в пространстве Lab.
Этот приём я подробно описывал ранее.

На рис. 27 показано изменение цвета теней на ПП (точка замера выделена красным кружком в нижней части рисунка) при изменении режима наложения кривых с Normal на Luminosity.
В палитре Info красным прямоугольником выделены значения яркости и цвета в точке замера.
При смене режима наложения изменяется только цветовая координата "b", которая отвечает за соотношение "жёлтый - синий".
По её знаку - "минус", сразу понятно, что речь идёт о холодных синих тонах.
Смена режима наложения кривых с Normal на Luminosity изменяет значение "b" с "-11" до "-8", т.е. тени становятся менее синими:

рис. 27.


Визуальный контроль позволяет сделать вывод, что в режиме Luminosity тени в общем контексте картинки смотрятся волне гармонично.
А нам только этого и нужно!

Созданная в ходе обработки послойная структура видна в палитре Layers.

Результат наших трудов:

рис. 28.


3. Резюме.

На данном примере мы познакомились с практическим применением концепции многослойной, неразрушающей обработки.
При этом каждый шаг коррекции оформляется в виде отдельного слоя, название которого раскрывает суть этой коррекции.

Проанализировали каналы изображения, определили наиболее подходящие из них для выполнения намеченных действий.

Научились улучшать проработку неба в случае сложной границы между ним и остальной частью картинки.
Опираясь на знание особенностей зрительного восприятия человека, смогли улучшить визуальную передачу плоским изображением пространственной глубины реального сюжета.

Познакомились с чрезвычайно полезной командой "Apply Image...", научились создавать сложные маски на основе каналов изображения.
И сохранять их в виде альфа-каналов.

Приобрели полезный навык оценивать степень внесённых при коррекции изменений промигиванием соответствующим слоем.

Убедились в том, насколько удобно для быстрой и несложной оценки цвета применение Lab в палитре Info.

Я от души надеюсь, что данный урок будет полезен менее подготовленной части слушателей семинара.
И не только им.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments