Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Category:

Зачем Япония напала на Россию в 1905 году

Оригинал взят у olegmakarenko.ru в Зачем Япония напала на Россию в 1905 году


Должна ли Россия вкладываться в армию? Многие считают, что нет. Дескать, надо жить строго по средствам, не делать долгов и не раздувать военных расходов.

Однако в начале прошлого века Россия уже прислушалась к голосу либеральных экономистов и «сэкономила». В результате мы потерпели ряд неудач в Русско-японской войне и лишились по итогу значительных территорий… а если бы военный бюджет России был тогда сокращён ещё сильнее, Россия лишилась бы и Владивостока.

Представляю вашему вниманию статью одного из авторов Руксперта, «Хорошо забытые уроки Русско-японской войны»:

http://ruxpert.ru/Тексты:Хорошо забытые уроки Русско-японской войны

Почему Гитлеру удалось застать врасплох Красную Армию в июне 1941 года? Версий высказывается много, однако, возможно, секрет в том, что большевики просто старательно пытались забыть не так давно преподнесённые им уроки истории.

Больше 110 лет назад — 9 февраля 1904 года — Япония напала на Россию. Сделано это было в лучших традициях Гитлера и Саакашвили: без объявления войны внезапной торпедной атаке подверглись корабли на рейде российской военно-морской базы Порт-Артур. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» подверглись нападению японской эскадры прямо в нейтральном порту, что противоречило решительно всем международным договорам.


(«Варяг» и «Кореец» выходят на бой с японской эскадрой, 9 февраля 1904 года.)

А через полтора года умывшаяся кровью Япония буквально чудом таки завершила войну победой по очкам…


(Сражение в устье реки Ялу (Японо-китайская война 1894—1895 гг))

История этой войны началась в 1894 году, когда Япония под надуманным предлогом развернула войну с Китаем за контроль Кореи. Китай в тот период представлял собой раздираемое противоречиями государство типа нынешней Украины, поэтому уже в 1895 году дело закончилось унизительным для Китая Симоносекским мирным договором, по которому Корея стала нейтральной, а Китай потерял Тайвань, острова Пэнху и Ляодунский полуостров. Не стоит при этом всерьез принимать «нейтральность» Кореи — еще в процессе войны японцы диктовали Сеулу что хотели, а уж когда Япония получила Ляодунский полуостров, то говорить о независимости Кореи и с запада, и с востока окруженной Японией и вовсе не приходилось.

Однако здесь японцы явно не рассчитали своих сил — их проникновение в континентальный Китай никак не вписывалось в планы всех без исключения европейских стран, которые были заинтересованы в свободном доступе к китайскому рынку. В самом-то Китае европейцы такой доступ успели получить благодаря Опиумным войнам, по результатам которых и были заключены договора, во многом напоминающие находящиеся сегодня на слуху «соглашения об ассоциации».

Возвысила свой голос и Россия. Великий сибирский путь (Транссиб) был в 1891 году едва начат, и Дальний Восток был настолько качественно оторван от остальной страны, что появись на континенте японская армия, удержать его было бы практически нереально.

В результате Ляодунский полуостров остался китайцам, а Япония с 1895—1896 года твёрдо легла на курс подготовки войны с Россией, приняв грандиозную программу военного кораблестроения — явно избыточную для самообороны, поскольку эта программа, даже с учетом полученной от Китая контрибуции, была заметно дороже реальных финансовых возможностей страны. Но желание создать общеазиатскую империю под японским руководством было сильнее…

Российское руководство не щелкало клювом: оно ответило на возрастание напряжённости ускорением строительства Транссиба и программой усиленного кораблестроения «для нужд Дальнего Востока». А в рамках секретного Российско-китайского договора о союзе против Японии в планы строительства Транссиба были внесены еще более важные коррективы: теперь его дальневосточный участок «срезал угол» через Китай. При этом сама магистраль, как и полоса земли вдоль Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), как назвали по политическим соображениям эту дорогу, должны были находиться в концессии у контролируемых Россией банков в течение 80-ти лет с момента начала эксплуатации, фактически до июня 1983 года.


(Политическое положение Китая в 1897 году)

Дальше — больше. В 1897 году Германия внаглую захватила китайскую военную базу Циндао. Особую пикантность ситуации добавляло то, что между Россией и Китаем существовал договор: китайцы, наотрез отказывавшиеся пускать в этот порт иностранцев, должны были открыть его в первую очередь именно для России.

Когда стало ясно, что этот самозахват сойдет немцам с рук, другие европейские страны стали открыто присматриваться к оставшимся портам на китайском побережье, поскольку никто не хотел остаться без доступа к китайскому рынку, а сам Китай уже никем не воспринимался всерьёз.

В результате, пока в Пекине ломали копья дипломаты, флоты пришли в движение… И, поскольку Санкт-Петербургу совсем не улыбалось увидеть армию какой-либо из европейских стран у своих дальневосточных границ, один из отрядов русского флота, израсходовав вместо пороха некоторое количество валюты на подкуп гарнизона, занял Порт-Артур — единственный крупный порт на севере Китая. Практика показала, что сделано это было вовремя — совсем скоро Британская Империя заняла куда менее удобный порт Вейхайвей на противоположном берегу Жёлтого моря… В результате, в мае 1898 года Россия взяла Ляодунский (Квантунский) полуостров с Порт-Артуром в аренду на 25 лет, специально оговаривая ненарушение китайского суверенитета и надеясь, что к тому времени вопрос обороны Дальнего востока так или иначе будет решён.

Однако Япония была совсем рядом. Практически полностью оторванный от России гарнизон мало что мог противопоставить в случае нападения. Следовало также помнить и об экономической стороне проблемы.


(Транссиб и КВЖД)

В июне 1898 года КВЖД пополнилась строящейся веткой на Порт-Артур.

К сожалению, в те времена министром финансов России был выдающийся экономист Сергей Витте, и говорил он слова, удивительно похожие на те, которые сто лет спустя говорил другой выдающийся экономист — министр финансов Алексей Кудрин. А именно, что военные расходы слишком велики, а у японцев всё равно денег не хватит достроить флот раньше 1906 года, и поэтому строительство наших кораблей и крепостей в Порт-Артуре и Владивостоке можно растянуть до 1905-го, а на сэкономленные деньги построить коммерческий порт и город Дальний (ныне Далянь, 6,2 млн человек)… К сожалению, Николай II не был Владимиром Путиным и с этой логикой согласился.

Позже однако выяснилось, что хоть у японцев и вправду не было ни денег, ни верфей, зато у них были заокеанские «друзья».

Надо сказать, что в то время врагов у России хватало с избытком: у юго-западных границ активно создавала украинский национализм Австро-Венгерская империя, император которой Франц-Иосиф уже успел к тому моменту дважды крупно «кинуть» Россию. А на морях и в Средней Азии продолжалась «Большая Игра» — главная холодная война XIX века между Россией и Англией, в которой Англия пыталась всячески ограничить развитие России по всем возможным направлениям.

В 1899 году случилось еще одно важное событие: в Китае вспыхнуло Боксёрское восстание — местные приверженцы боевых искусств первым делом решили зарезать всех иностранцев, включая женщин и детей, а заодно и всех перешедших в христианство китайцев. КВЖД они тоже попытались разобрать — Китай даже официально объявил России войну…


(Ихэтуани (Боксёры) — участники восстания, 1900)


(Парад войск Альянса восьми держав (Россия, Англия, Германия, США, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Япония) в Пекине)

Теперь мы уже забыли, а китайцы до сих пор помнят, как в 1900 году войска альянса восьми держав — фактически всех по-настоящему независимых стран мира того времени — устроили парад победы в Пекине.

В приграничной с Россией Манчжурии, куда китайцы стали массово переселяться буквально за несколько лет до этих событий, и были, в результате, в массе своей наёмными рабочими-бродягами, бои получились особенно жаркими с обеих сторон, так как китайцы в революционном порыве даже устроили артиллерийский обстрел Благовещенска. В результате, после того, как в 1902 году российские войска были выведены из Манчжурии, китайских войск там тоже не появилось, поскольку русское правительство не ожидало ничего хорошего теперь и от них.

А годом ранее, пока казаки еще гоняли боксеров по манчжурским горам и долинам, наш тогдашний внешнеполитический враг — Британская Империя — не придумал ничего лучше как заключить соглашение с Германией о совместном противодействии проникновению в Китай третьих стран. А также союз с Японией, предусматривавший возможность Англии выступить в войне на стороне Японии, в случае, если последней случится воевать более чем с одной европейской страной сразу. Это было направленное точно против России соглашение, поскольку у неё единственным важным союзником была Франция. Примерно в то же время русское правительство через подставные банки выкупает у частников лесные концессии вдоль реки Ялу на китайско-корейской границе, которые в дальнейшем будут использоваться как форпост для проникновения в Корею. Учитывая то, что японцы в дела нейтральной по договорам Кореи к тому моменту вмешивались практически открыто, и столь же открыто готовились к войне с Россией, разговоры о том, что именно эти концессии послужили причиной войны выглядят бесконечно далёкими от реального положения дел.

Однако Япония, даже вложив все свои деньги, всё равно не успела бы построить флот вовремя… И тогда ей просто дали денег в долг. На то, чтобы построить корабли у себя же. Причём Японию стали поддерживать формально нейтральные США, бесплатно получившие после войны в собственность своих компаний все бывшие российские концессии в зоне японской оккупации.

Тут-то и аукнулось недальновидное решение прислушаться в военно-политических вопросах к министру финансов. Ни российский флот, ни Транссиб к началу 1904 года подготовить катастрофически не успевали, хотя работа железнодорожников в конце 1903 года уже была на грани самопожертвования сопоставимого с работой в тылу во Время Великой Отечественной. С осени 1903 до конца лета 1905 года недостроенная дорога длинной несколько тысяч километров превратилась в первоклассную, для однопутных дорог, трассу пропускавшую до 20 пар поездов в сутки. Фактически к концу войны достраивать на ней было уже нечего — можно было разве что класть второй путь, что и было вскоре сделано. Но ведь к началу войны, в начале 1904 года пропускная способность дороги на некоторых участках измерялась всего тремя парами поездов в сутки…

Летом 1903 года в Брюсселе, а затем в более гостеприимном Лондоне, прошёл 2-й съезд РСДРП, который в дальнейшем стал считаться точкой отсчёта в существовании партии большевиков.


(Впятеро меньшая «Варяга» канонерка «Кореец», на злорадной англоязычной открытке того времени стала целым крейсером)

9 февраля 1904 года Япония без объявления войны напала на Россию. После противоречившего всем международным нормам ультиматума приняли неравный бой в нейтральном порту крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а на рейде Порт-Артура были серьезно повреждены торпедами броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада». Отечественные революционеры получили щедрые зарубежные гранты на всевозможный саботаж.

В начале июня 1904 года владивостокские крейсера устроили кровавую баню японской армии, потопив войсковые транспорты с гвардейским полком и 18 осадными гаубицами крупного калибра. В Японии по этому поводу толпа сожгла дом адмирала Камимуры.

Однако 8 мая 1904 года у достроечной стенки в Кронштадте частично затопило строящийся броненосец «Орёл». Иногда это объясняют небрежностью, но чаще злым умыслом кого-то из рабочих — авария произошла из-за незакрытых отверстий крепления броневых листов. Возможно, именно эта диверсия стала роковой для всей войны — при аварии было повреждено электрооборудование корабля, которое делал перегруженный военными заказами завод Гейслера. В результате последний корабль серии — «Слава» — остался без динамо-машин до следующего года и не успел принять участие в походе на Дальний Восток. Будь он в составе эскадры, единственное разгромное в этой войне Цусимское сражение, скорее всего, закончилось бы как минимум вничью, поскольку у Японии к тому моменту оставалось только четыре полноценных броненосца и напротив «Славы» в строю неизбежно оказался бы какой-нибудь картонный для его орудий броненосный крейсер…


(Нет, это не пропаганда активистов Евромайдана — это рисунок «Жупел революции» Бориса Кустодиева, сделанный в 1906 году.)

А в августе 1905-го, когда на Дальнем Востоке, наконец, удалось собрать достаточное количество войск, отечественная интеллигенция таки добилась страстно желаемого поражения в войне. Они считали это необходимым, чтобы показать «прогнилость режима», что и было достигнуто путём организации железнодорожной забастовки. В результате страна получила полную свободу слова и собраний, первую Госдуму, а также глубочайший экономический кризис и сотни террористических актов в год.

Тем не менее, либералам и этого показалось мало. В феврале 1917 года, спровоцировав недовольство небольшими задержками продовольствия, те же люди решили и вовсе упразднить царскую власть. Только вот второй раз предательство безнаказанным не осталось — тех, кого не убили в Гражданскую, потом расстреляли в 1937-м.

Россия ещё долго пожинала плоды саботажа времён Русско-японской войны. В 1905 году Россия потеряла пол-Сахалина, Порт-Артур, порт и город Дальний и все права на Ляодунском полуострове и в Южной Манчжурии. В 1924 году Советская Россия вынужденно отказалась от концессий в Северной Манчжурии, а в 1934 году под давлением японцев — от всей КВЖД. В конце 1930-х стране пришлось срочно строить целую цепь укреплённых районов вдоль дальневосточных границ и всю Великую Отечественную держать там боеготовые дивизии.

А что было бы, если бы Россия не начала строить КВЖД? Помня о дате начала японских кораблестроительных программ (конец 1895 — начало 1896 года, до начала строительства КВЖД), можно достаточно обоснованно предположить, что Россия лишилась бы не Порт-Артура, а Владивостока. Вряд ли случилось бы по-другому — ведь северный маршрут Транссиба куда более длинный и тяжелый для строительства: к 1904 году он точно не мог бы быть готов. Поэтому давайте просто помянем добрым словом тех, кто теперь уже больше 110 лет назад стоял насмерть за Россию в Китае и Корее, тех, кто всего за 13 лет сумел построить в глухой тайге Транссиб, тех, кто в лютый мороз перегонял паровозы прямо по трескающемуся льду Байкала и тех, кто на море шёл в почти безнадёжные бои с многократно превосходящим противником просто потому, что так было надо для Родины.

PS. Про историю спора с Китаем по поводу островов в устье реки Уссури подробно рассказывается вот здесь:

Изменения границ современной России

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments