Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Мастера фотографии: Йозеф Судек (Josef Sudek) /1896-1976/

Оригинал взят у jurassicparkcam в Мастера фотографии: Йозеф Судек (Josef Sudek) /1896-1976/
Йозеф Судек родился 17 марта 1896 года в Колине на Эльбе в Богемии. С 1911 по 1913 год он учится на переплетчика в Праге. В 1916 году Судек идет на военную службу и затем в Первую Мировую войну отправляется на итальянский фронт. В это время он становится увлеченным фотографом и берет с собой на фронт все фотопринадлежности. В 1917 году Судека ранит осколком артиллерийского снаряда и после нескольких операций он теряет правую руку. Проводит много времени в госпиталях и в 1918 году, во время пребывания в реабилитационном центре для инвалидов войны, решает снова заняться фотографией.


* * *



* * *

Он снимает левой рукой и в 1920 году становится членом «Чешского клуба самодеятельных фотографов». В 1924 году он вместе с другими фотографами организовывает «Чешское фотографическое общество», которое становится «платформой» авангардной фотографии.  В 1926 году он приобретает деревянную фотостудию в доме, построенном в конце XIX века, в маленьком дворе дома № 432 по улице Уезд. В течение 40 лет эта студия становится его мастерской, его домом и местом встреч нескольких поколений многочисленных друзей Судека. В 1928 году выходит его первый альбом «Святой Витус», который приносит фотографу широкую известность.


* * *

В 1938 г. Судек в числе других авторов чешской авангардной фотографии демонстрирует свои работы накануне немецкой оккупации. В своей работе Судек обычно использовал аппараты: «Лингоф» 13х18 см, деревянный аппарат «Цейс» 18х24 см, «Голдмэн Грдичка» 24х30 см 1915 г. и 30х40 см 1910 г. Камеру «Кодак» 10х30 см 1894 года он применял для панорамных съемок. Вторая Мировая война и оккупация Чехословакии стали для него тяжелым эмоциональным ударом, вызвавшим перерыв в работе. Он закрылся в своей деревянной студии в центре города. Романтический натюрморт и съемки природы теперь играют доминирующую роль в его творчестве. Атмосфера послевоенной Чехословакии утвердила это направление. Так появились наиболее известные серии: «Окно моей студии", «Прогулка в Мэгик Гардэн», «Натюрморт», «Лабиринты», «Память» и др.


Last Roses, 1956


From the series The window of my studio, 1948



* * *

«И музыка играет» — это любимая фраза Судека. Она помогала этому мужественному человеку, в ранней молодости потерявшему правую руку, справляться с ударами судьбы, ведь для фотографа потеря руки — очень серьезная "помеха". Эти три слова были вовсе не случайны. Судек любил музыку. Он обычно слушал ее в концертных залах, скромно сидя на ступеньке в проходе, он слушал ее с друзьями, проигрывая записи в своей деревянной студии. Музыку можно услышать в каждой его фотографии.


Ladislav Sutnar cups and saucers 1928-36

Судек никогда не позволял себе отвлекаться на сотни пустяков и обязанностей, которые обычно считаются неизбежными. Его никогда не привлекали успех и карьера. Он демонстрировал отсутствие интереса к одежде, еде, обстановке в квартире, к тому, что следует или не следует делать, чтобы соответствовать общественным нормам.


* * *


Apple on a Platter, 1932

Он был сосредоточен на своем внутреннем мире, а его фотографии всегда были очень тесно связаны с состоянием его души. Судек любил рассеянный свет, который возникает на заре или в сумерках, этот иллюзорный свет, в котором реальные объекты преображаются в соответствии с настроением фотографа, порой приобретая характер нереальных фантомов. Фотографии Судека позволяют говорить о добре, правде и красоте самых обычных жизненных вещей. Вероятно, именно поэтому работы Судека и его личность являются сегодня столь притягательными.


Ladislav Sutnar cups and saucers 1928–36


St.Vitus Cathedral, Prague, 1928

В 1974 г. была организована ретроспективная выставка его работ в «Международном Музее Фотографии" в Рочестере (США). Тремя годами раньше книга «Великие фотографы», изданная «Тайм Лайф» в Нью-Йорке, поставила Судека в один ряд с наиболее значительными мастерами мира. Фотографии Судека стали частью крупных мировых коллекций и объектом возрастающего интереса коллекционеров. В марте 1976 года в Праге и Брно были проведены две ретроспективные выставки в связи с 80-летней годовщиной Судека, в подготовке которых сам автор принимал активное участие. Третья выставка, посмертная (Судек умер 15 сентября 1976 года), состоялась в Праге в 1979 году. После смерти сестры Судека его деревянная студия превратилась в объект судебных процедур. Дом разрушался и в июне 1989 года студия была снесена вместе с оставшимися вещами Судека. Увы...


* * *


Labyrinth in my Atelier, 1960

"Рассматривая фотографии Судека, я постоянно испытываю неотступное чувство, что являюсь свидетелем оптического чуда, которое при всех обстоятельствах зовет нас в мир поэзии. Они отражают подвижные очертания психологии современного человека, который может обвинить в неожиданной красоте сумерки, вечера, дожди, весну, лето, зиму, осень, полисадники и запотевшие окна, грустные уголки Праги, белые розы, листья деревьев, голые сучья и расцветшие ветви, тоскливые воспоминания, чешский и моравский пейзаж, мучительные лабиринты, ностальгические натюрморты, камни..."


Йозеф Судек, 1896-1976

При подготовке материала были использованы следующие источники:


  • "Иозеф Судек и его место в чешской фотографии", Ян Бдлан, REVUE FOTOGRAFIE  76/1

  • "Йозеф Судек. 105 лет со дня рождения", Д. Мразкова и В. Ремеш

  • WWW


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments