Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

2 феномена: потребительская неудовлетворенность и бесполезная деятельность

Оригинал взят у dmitry_novak в 2 феномена: потребительская неудовлетворенность и бесполезная деятельность
Сейчас будет много довольно сумбурного текста по большей части не про фотографию. Можете не читать в принципе, скорее это записки для себя, как и многие последние посты в этом журнале.

Функционирование современного потребительского рынка поддерживается несколькими видами "топлива". Один из них - формирование искусственной "неудовлетворенности". То есть убеждение и дальнейшее самоубеждение в том, что характеристики старого товара "недостаточны" в сравнении с возможностями продвигаемой новинки.
Как пример.

Типичный "офисный" компьютер прошлых лет. Основные задачи - обработка текстов, электронные таблицы, презентации, 1C и прочий учёт, браузер, скайп, почтовые клиенты. Все эти задачи успешно и без проблем выполнялись 10 лет назад на тогдашних средних конфигурациях. Что-то вроде Pentium IV, видео без 3Д-ускорений, памяти от силы гигабайт.
И вот сегодня захожу в дискуссию о новом удешевленном iMac с двухъядерным процессором i5 1.4 ггц и 8 гиг памяти. Ну и народ такой пишет, типа "ну для большинства офисных задач этого хватит". Facepalm.
Причем тут глупо в чем-то обвинять Apple. У самих потребителей уже какие-то извращенные понятия.

Опять же, дискуссии о "компьютере для обработки фото". Я уже пару лет работаю на старичке-макбуке 2009 года с Core 2 Duo. И в принципе мне хватает. Конечно, есть нюансы. Но не настолько критичные, чтобы говорить: "Ну для обработки фото - это минимум 16 гиг рамы, 4-ядерный проц, самая последняя видеокарта ни в коем случае не встроенная".

Фотокамеры... Я когда-то делал опрос, "сколько вы реально используете мегапикселей". Там интересно голоса распределились, первые три места - 16, 12 и 2 (!). Народ ссыт кипятком от 36 мгпкс зеркалок. Хотя большинство не использует информации больше, чем 16 мгпкс, а очень многие ограничиваются на выходе экранным разрешением.
Я совсем недавно взял себе чисто под портреты старую Canon 5D. 12 резких мгпкс. Которые в принципе могут легко поспорить с кропнутыми 16 мгпкс. И не то что бы мне было впритык эти 12 мгпкс. Мне их даже МНОГО! :) Ведь приходится уменьшать все равно потом!
Смотрите, сегодня печать фото уходит на второй план. Да, остаются выставки, но в целом вся фотография сместилась в виртуальное пространство, где достаточно 10-12 мгпкс ну просто за глаза, с запасом на откропить лишнее, подавить шумы и сделать ресайз.
При этом маркетинг генерит 24-36 мегапиксельных монстров. Для чего, кому нужны эти камеры?
Загляните в форумные ветки владельцев Sony a7r. Толковых снимков - один на сотню. Остальное - бытовой трэш. Кошко-макро-закаты и дети в основном. При этом на камеры ставят оптику подешевле, потому что денег на объективы уже не осталось. Что в голове у этих людей?

Почему нет ураганного творческого роста, если беззеркалка "делает фотографию доступной, и профессиональная камера всегда у вас в кармане"?
Об этом мы еще поговорим ближе к концу.

Смартфоны... Это вообще отдельная песня. Я проходил с iPhone 2G целых семь лет! С 2007 года. И в качестве звонилки он вполне устраивал. Потом был куплен iPad, который делал все, что не мог старичок-айфон. Но постоянно таскать айпэд ради навигации например - неудобно, тем более на велосипеде.
Сейчас пришлось взять iPhone 5s. Сначала хотел 4 или 4s, мне всего лишь надо, чтобы работали карты, режим модема и облако, плюс сносная камера, больше ничего не нужно. Но пришлось взять 5s.
Почему? Ответ парадоксален и прост: чтобы в ближайшие годы просто не думать о новом мобильнике.
Во-первых, топовая модель будет дольше поддерживаться, т.е. на нее я еще в течение пары лет смогу ставить обновленные операционки и соответственно софт. Четвертые айфоны, скорее всего, уже не будут поддерживать iOS8, и, соответственно, все новые приложения и апдейты старых. А по существу ограничения искусственные. Вон, сделали же модифицированную ось для старых айфонов, почти с полным функционалом iOS6. То есть железо-то может. Но маркетинг. С приложениями тоже фигли-мигли. Был инстаграм, который работал себе на старых айфонах. Потом вышло обновление без поддержки старичков.

Увы, в большинстве случаев мы сами иррационально утяжеляем маркетинговый хардкор. Очень легко убедить себя, что тебе не хватает старого девайса. И этот снежный ком остановить уже невозможно.

Раньше вещи служили намного дольше. И далеко не из-за более высокого качества, как многие утверждают.
Выше я уже приводил пример первого айфона, который проработал у меня 7 (!) лет, неплохо держит заряд и мог бы работать дальше, но на нем уже не запустишь практически ни одно приложение, нет синхронизации контактов с облаком, и это уже совсем неудобно. Все упирается в софт, а софт - это такая штука, где очень легко за кулисами создавать искусственные маркетинговые потребительские стимулы на пустом месте.

На основе всего этого подрастает поколение консумеров-шизофреников. Производитель, как грамотный командир воинской части, всегда найдет, чем занять время "солдата-потребителя". Мы незаметно для себя перестаем читать книги, стали тратить много времени на мобильные игры, на постоянный интернет и соцсети (и чем дальше - тем больше). "Креативом" стало называться то автоматизированное убожество, которое за нас делает мобильный телефон. Ценности сильно сместились.
Жизни людей стали до краев наполняться БЕСПОЛЕЗНОЙ деятельностью.

БЕСПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это еще один феномен 21-го века. В приниципе он тесно сплетен с потребительской неудовлетворенностью.
По существу, чтобы написать гениальный роман, нужно перо, чернила и блокнот. Чтобы нарисовать гениальный рисунок - карандаш и бумага. Чтобы сочинить песню-хит, нужна гитара, табуретка и блокнот с ручкой. Чтобы сделать скульптуру, которая останется в веках - достаточно нескольких ведер глины. Почти всё лучшее на сегодняшний деть так и было создано.
Все эти инструменты осваиваются быстро, дальше идет чистый творческий рост.

Но маркетинг заставляет нас постоянно скачивать и изучать новый софт и попутно подсовывает усовершенствованные развлечения, заставляет заниматься бесполезной деятельностью и, более того, постоянно тратить на нее деньги. И тут возникает замкнутый круг. Чтобы развлекаться, нужно зарабатывать. На творчество времени уже не остается.
На изучение интерфейсов и на каждодневные новые минутные программы-развлекалочки мы тратим времени больше, чем на все остальное.
А это уже шизофрения, бОльшую часть времени мы занимаемся БЕСПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, и постоянно жалуемся на нехватку времени.

А, вот еще что очень интересно. Когда творческий инструмент всегда под руками, творчество надоедает.
У творца должна быть ЖАЖДА. В каком-то смысле ГОЛОД. Как может быть голод у того, кто постоянно ест?
Если у нас всегда в кармане печатная машинка или фотокамера, это нам быстро наскучит. Ну, может быть не всем нам, но большинству.
Я уже забыл, когда в последний раз мчался домой в нетерпении, чтобы поработать над музыкальной композицией или пописать книгу. И ведь инструменты для этого у меня всегда в сумке. Но эта ПРИВЫЧНОСТЬ убивает ТАИНСТВО творческого акта. Мне кажется, что это очень важная вещь, которой нас лишает так хорошо развитый мобильный софт.

Иметь в кармане Garage Band и кучу синтезаторов или приехать после работы на репетиционную базу, закрыться там с гитарой и педальками - это вообще совсем разные вещи, несравнимые. Хотя у первого варианта, пожалуй, творческих и технических возможностей намного больше. Но нет "фокуса". Нет таинства. Я не знаю точно, может быть только мне этого не хватает? Может быть настоящий творец может на чем угодно, когда угодно?
Хотя ЖЗЛ подсказывает, что все сколько-нибудь стоящие творцы очень тонко относились к ПРОЦЕССУ.

Я пишу, потому что задумался сам и хочу, чтобы задумались и вы. Сделайте свое творчество максимально продуктивным, но не входите в замкнутый круг потребления. И выходите из круга соцсетей. Одиночество - лучший друг творца. Я это совершенно серьезно. Если хотите сделать что-то реально стоящее - то придется на какое-то время покинуть мир людей. Пусть даже на день. Исключением может быть только работа в команде над большим проектом. Работайте с простыми инструментами, необходимыми и достаточными. Сделайте творчество ЖЕЛАННЫМ для себя, сделайте его ТАИНСТВОМ, которого вожделеешь, воодушевляешься, к которому готовишься, обдумываешь.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments