Live Racing (liveracing) wrote,
Live Racing
liveracing

Алексей Никишин: «Учимся снимать нескучно! На что обращать внимание, когда фотографируете людей?&qu

Оригинал взят у alexey_nikishin в Алексей Никишин: «Учимся снимать нескучно! На что обращать внимание, когда фотографируете людей?"
В этой статье давайте разберемся, в том, как вдохнуть жизнь в Ваши фотографии. Нам предстоит научиться отличать моменты подлинные и настоящие от моментов неудачных. Неудачные моменты имеют право на существование в желтой прессе, например. Мы же с Вами будем работать с настоящими моментами. Они могут казаться случайными, нелепыми, лишенными содержания решающего момента. Но они будут говорить о человеке больше, чем любая постановочная фотография.


portrait photo by alexey nikishin
Фото: Алексей Никишин



1. Заставайте людей врасплох

Глобальная проблема всей портретной фотографии состоит в следующем: когда люди готовы фотографироваться и знают, что их снимают, они быстро начинают что-то изображать, хотят выглядеть каким-то особенным образом.


Татьяна Архипцова, фото: Алексей Никишин
Татьяна Архипцова, режисер
Фото: Алексей Никишин


На фотографии какой-то случайно-заговорнический момент – Татьяна сейчас повернет кольцо и мир изменится к лучшему... ну или хотя бы фон сменится с серого на белый.


Люди и так играют в жизни много разных ролей, носят, как обычно говорят, маски. А перед объективом камеры у этих масок заостряются углы, они становятся более выразительными и нарочитыми. Мы же, фотографы вовсе не хотим снимать маски. Мы хотим фотографировать что-то естественное, новое, совершить некое открытие относительно конкретного портретируемого человека. Когда нам удается застать модель врасплох, она предстает на фотографии беззащитной. Иногда это выглядит нелепо. Одна¬ко, задача наша вовсе не в том, чтобы снять нелепого человека — таким он получается вследствие того, что открыт.


Моника Санторо, фото: Алексей Никишин
Моника Санторо, актриса
Фото: Алексей Никишин


Обратите внимание на эмоцию и руки! В руках и есть вся эмоция.


Конечно, человек, пойманный врасплох, отдающий фотографу уникальное эмоциональное состояние — очень соблазнительный и довольно несложный вариант для съемки. Но нужно всегда помнить, что этот прием всего лишь еще один из инструментов. Мы снимаем настоящего человека, а не человека, неожиданно пойманного в объектив. И, само собой, это не раздел ремесла папарацци. Это работает только, когда ты снимаешь близко, а не «телевиком» с другой стороны улицы. К случаю, есть прекрасная фраза Роберта Капы: «Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты недостаточно близко».

В кинофильме «Леон» есть прекрасная метафора: «Снайперская винтовка — для девочек, это может каждый. Верх профессионализма — когда ты используешь нож и уходишь». Применять элемент неожиданности стоит и только тогда, когда нет возможности по-другому «раскачать» человека. Когда он находится рядом с тобой, но не в диалоге (он тебя видит, но не чувствует) и ввести его в состояние диалога нет никакой возможности.




2. Позвольте людям раскрыться

Иногда то, как люди хотят выглядеть на фотографии само по себе очень нелепо, но говорит о модели больше, чем ее открытый и искренний портрет.
Когда модель явно не соответствует выдуманному для себя образу, через расщелину между выдуманным и настоящим можно показать очень много. Если человек не похож на Петра I, но очень хочет им быть, это сразу заметно и создает очень трогательный образ.


Александр Ревва, фото: Алексей Никишин
Александр Ревва, актер
Фото: Алексей Никишин


Саша получился похожим на Траволту, хотя никто этого не хотел и до съемки даже не предполагал, что такое может быть. Вот так на фотографии случаются открытия, которых ты не ждешь.


Поймать этот образ довольно легко. Достаточно чуть-чуть видеть и знать человека до съемки. Ведь натянуть на себя органичный образ так, чтобы он не конфликтовал с реальной личностью, и поддерживать его продолжительное время — довольно сложная задача. Скажем, артист Сергей Безруков может выглядеть как Владимир Высоцкий, потому что он, допустим, хороший актер. Или потому что на нём грим какой-то необыкновенный. Но большинство людей не способны надолго задержать в себе этот искусственно созданный образ. Чаще всего он возникает именно в моменты публичных выступлений или съемки у фотографа. А мы, фотографы, можем это увидеть, почувствовать и на этом сыграть.




3. Используйте аутентичность окружающей обстановки

Окружение и обстановка помогут добраться до сути. В современной фотографии вопрос аутентичности всплывает, только когда говорят о социальных проектах. Ведь если человека подмешать к среде его обитания, фотографическое сообщение получается более ёмким.


Америка, фото: Алексей Никишин
Кафе в Америке
Фото: Алексей Никишин


Кафе в Америке прекрасны – пришел просто съесть гамбургер и вдруг попал в 1960-е. Здорово, когда так просто получается совместить быстрый перекус и путешествие во времени!


Но и те, кто снимает портрет, используют этот прием — сегодня при¬нято снимать людей в интерьере. Ирония в том, что интерьеры эти в 80% случаев не имеют отношения к фотографируемой персоне. Они не раскры¬вают людей, их роль — это роль фона.
Тем временем обстановка в кадре невероятно значима. Если положить составляющие фотографии на чаши весов, то обстановка должна уравнове¬шивать человека, которого вы снимаете.


Китай, Гуйлинь, фото: Алексей Никишин
Китай, Гуйлинь
Фото: Алексей Никишин


Меня заинтересовали китайские девчонки, позирующие в национальной одежде фотографу для памятного снимка. Я нашел точку съемки и вдруг понял, почему эти местные национальные головные уборы именно такие. А Вы догадались же, правда?


Есть одна фотография Картье-Брессона, на которой запечатлен Матисс. И, глядя на обстановку в кадре, понимаешь: это кресло Матисса, его птицы и его плащ на стене. Всё это и есть Матисс. Тот Матисс, которого увидел Брессон. Уберите интерьер — это будет уже совсем другая фотография.





4. Относитесь к настоящим фотографиям как к красивым

То, как выглядят беззащитные и открытые люди на фотографиях, может показаться нам смешным. Надо понимать, что это не ужасные кадры, а совсем наоборот — красивые, люди прекрасны на них тем, что чисты и открыты.


Владимир Виноградов, режиссер. Фото: Алексей Никишин
Владимир Виноградов, режиссер
Фото: Алексей Никишин


Эта фотография примечательна, конечно, этой странной «улыбкой». Знаю, что Володя использует именно этот кадр в качестве юзерпика в своем Facebook.


Если мы вспомним в этой связи снимки Гарри Виногранда, то поймем, что большинство людей на них находятся именно в таком состоянии: «пойманности врасплох», подлинности и неприкрытости. Девушки в его альбоме Women Are Beautiful либо улыбаются в смущении, либо прячут глаза, либо (не видя фотографа) продолжают играть некую роль, которую Виногранд, выхватив из контекста будничной жизни, моментально развенчивает перед зрителем. Именно поэтому он — великий художник, послуживший многим практикам вдохновением, а теоретикам предметом написания книг и статей о фотографии.


Владимир Мирзоев, режиссер. Фото: Алексей Никишин
Владимир Мирзоев, режиссер
Фото: Алексей Никишин


Глядя на те снимки, что присылают на конкурс читатели (или на фотографии, которые приносят слушатели моих мастер-классов), легко заметить огромное количество одинаковых типов портретов: «я мачо», «я умный», «я красивая». Само по себе это нормально, о такой типологии писал еще Барт в «Мифологиях». Гораздо хуже, когда при помощи одного типа пор¬трета пытаются выразить один тип смысла: показать старость, сфотографи¬ровав старика, или счастье, сфотографировав улыбку.

Мы здесь уже говорили о схожести смысловой работы в фотографии со смысловой работой в литературе, но повторим эту максиму еще раз: можно сказать: «Вася любит Машу», а можно сказать то же самое, но без слова «любит». И вот этот второй случай — литература. Точно так же можно показать ум человека, не фотографируя его в позе «Мыслителя» Родена, а подойдя к вопросу с другой стороны.

А теперь традиционный вопрос:


Как же отличить фотографию просто неудачного момента
от такой же фотографии, но подлинной и настоящей?
Ваши ответы пишите в комментариях.


А о том, как снимать такие же фотографии, можно узнать здесь: «Современный психологический портрет».

А еще, Друзья, Вас ждёт множество других невероятных открытий – немедленно добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления: facebook | vkontakte | livejournal


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments